Менеджмент как категория людей
Менеджмент как аппарат управления
Содержание менеджмента. Цели и задачи менеджмента
Эффективно управлять организацией или ее подразделениями в современных условиях невозможно без глубокого понимания сущности и содержания менеджмента.
Менеджмент — сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее:
•умение человека добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;
•функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях различных типов;
•область человеческого знания, помогающую управлять;
•определенную категорию людей (социальный слой), осуществляющих управление.
Цель управления – достижение желаемого, возможного и необходимого состояния производства, дела, проблемы.
Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (предприятие, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности.
|
|
Предмет изучения научного менеджмента — наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею.
Менеджмент — специфический орган (аппарат) управления современной организацией. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать. Главная задача аппарата управления — координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).
Менеджмент — определенная категория людей (социальный слой), осуществляющих управление.
Менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях.
В зависимости от уровня управления различают высших, средних и низших менеджеров, в зависимости от характера деятельности — линейных и функциональных.
Менеджмент — интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты-менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
Менеджмент как процесс управления рассматривается
1)по стадиям управления
2)по основным сферам деятельности фирмы
3)по выполняемым функциям управления
1. По видам и последовательности деятельности менеджмент подразделяют на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.
Стратегическое управление включает в себя выработку основных общефирменных целей; прогнозирование результатов развития отрасли или рынка, на которых действует фирма; анализ сильных и слабых сторон фирмы; оценку и выбор стратегии деятельности; создание системы управления реализацией стратегии (в которую входят высшее руководство и отдел стратегического планирования).
|
|
Оперативное управление — деятельность по реализации определенных указанных целей, включающая в себя:
•организацию в виде создания необходимой структуры и привлечения необходимых ресурсов;
•выполнение управленческих функций в условиях созданной структуры.
Контроль — это анализ достигнутых результатов (обратная связь); является исходным пунктом нового цикла управления.
2. Менеджмент охватывает несколько основных сфер деятельности фирмы — управление:
•стратегией (стратегический менеджмент);
•маркетингом (маркетинговый менеджмент);
•финансами (финансовый менеджмент);
•персоналом (кадровый менеджмент);
•исследованиями и разработкам и (инновационный менеджмент).
3.Менеджмент предполагает выполнение таких управленческих функций: планирование, организация, координация, мотивация, принятие решений, руководство, учет и анализ, контроль, регулирование и т.д.
Задачи менеджмента:
1) тактическая - это поддержание устойчивого функционирования организации;
2) стратегическая - это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень. Разновидности менеджмента.
Итак, основная задача менеджмента — сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке.
Категории менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией. Состав основных категорий менеджмента: объекты и субъекты; функции; виды; методы; принципы.
Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний, и нижний.
Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.
Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).
Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.п.
В любой организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их соотношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.
Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегии, контроля за их реализацией.
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.
|
|
Различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.
Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение, и функционирование систем управления на предприятии. В менеджменте используются как общие методы и приемы (например, экспертизы, генерирования идей, оценки управленческих решений), Применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), так и специальные, отражающие специфику определенной сферы (инновационный, финансовый, персональный менеджмент).
Фундаментальной основой современного менеджмента является использование научного подхода, системная ориентация управления и моделирование управляемых процессов.
Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации: целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации.