Роль целеполагания в менеджменте

Постановка целей — важнейший исходный момент процесса управления. Организация — это сложная многоцелевая система, тесно связанная с окружающим миром и оказывающая на него всестороннее воздействие. Управление такой системой требует определения всей совокупности целей и задач, которые она долж­на решать в повседневной деятельности; ассортимента продукции и услуг, какие она будет производить, и рынков, которые будет обслуживать; необходимых ресурсов для реализации запланиро­ванных целей и способов их достижения.

В системе управления организацией цели выполняют ряд важ­ных функций:

отражают философию организации, концепцию ее деятельнос­ти и развития, а поскольку виды деятельности лежат в основе об­щей и управленческой структуры, именно цели определяют в ко­нечном счете ее характер и особенности;

уменьшают неопределенность текущей деятельности как орга­низации, так и каждого работника, становясь для них ориентира­ми в окружающем мире, помогают приспособиться к нему, скон­центрироваться на достижении желаемых результатов, каким-то образом ограничить себя, регулировать собственные поступки и поведение; это дает возможность действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами;

составляют основу критериев для выделения проблем, приня­тия решений, контроля и оценки результатов деятельности, на­правленной на их реализацию, а также материального и мораль­ного поощрения сотрудников, которые в наибольшей степени от­личились;

независимо от того, реальны они или мнимы, сплачивают вок­руг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно не­легкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их вы­полнения (пример — новостройки первых пятилеток, освоение целины, сооружение БАМа);

официально провозглашенные, они служат оправданием в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность приводит к неблагопри­ятным последствиям, например к загрязнению окружающей среды.

Успешная реализация перечисленных и иных функций воз­можна при условии, если цели организации отвечают определен­ным требованиям.

• Цели должны быть конкретными, представляемыми по воз­можности не только качественно, но и количественно. Так они легче воспринимаются, их легче согласовывать, устранять между ними противоречия; они становятся хорошей основой для состав­ления планов.

• Реальность целей, иначе здравомыслящие люди не станут тратить время на их достижение. Конечно, мало кто сознательно ставит перед собой цели, которых нельзя достичь, однако оценка своих возможностей у большинства людей весьма субъективна и зависит от уровня знаний, опыта, психологического склада, тем­перамента. Очень важно выбрать из желаемого достижимое.

• Способность целей быть гибкими, трансформироваться и корректироваться в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации. В противном случае орга­низация будет двигаться по «наезженной колее» и рано или по­здно попадет в тупик, из которого трудно выбраться.

• Поскольку цели обычно достигаются в результате совмест­ной деятельности людей, они должны быть признаны в качестве личных целей, условиями чего являются гласность, понятность, близость большинству членов организации. Это позволит заин­тересованно подходить к их реализации, повышать эффектив­ность труда.

• Цели должны быть проверяемыми, что связано с необходи­мостью оценивать степень их достижения и соответствующим об­разом стимулировать работников.

• Совместимость целей во времени и пространстве, нельзя ориентировать работников на действия, противоречащие друг другу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: