Поскольку руководитель исполняет свою роль и осуществляет основные функции с тем, чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей. Это означает, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации.
Коммуникации между организацией и внешней средой. На деятельность организации оказывают влияние факторы внешней среды. От этих факторов зависят ее коммуникационные потребности.
Организация пользуется разнообразными средствами для коммуникаций с внешним окружением. С имеющимися и потенциальными потребителями она сообщается с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровнях. Предприятию приходится подчиняться государственному регулированию и заполнять в этой связи пространные письменные отчеты.
|
|
Это лишь немногие примеры из всего разнообразия способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения. Очень часто обсуждения, собрания, телефонные переговоры, служебные записки, отчеты и т.д., циркулирующие внутри нее, — это реакция на возможности или проблемы, создаваемые внешним окружением.
Межуровневые коммуникации в организации. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, то есть с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщают о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т. д.
Помимо обмена по нисходящей организация нуждается в коммуникациях по восходящей, то есть снизу вверх. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность.
На любом из вышестоящих уровней может быть принято решение об отклонении новой идеи. Если предположить, что идея действительно хорошая, сообщение менеджеру об отклонении предложения фактически информирует о том, что организация не стимулирует его к поиску новаторских предложений. В результате можно лишиться серьезной возможности повысить производительность и получить экономию.
Коммуникации по восходящей также выполняют функции оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и затем предлагает возможные варианты исправления положения дел. Последняя управленческая инновация в коммуникациях по восходящей — это создание групп рабочих, которые регулярно, обычно на один час в неделю, собираются для обсуждения и решения проблем производства или обслуживания потребителей. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.
|
|
Коммуникации между различными отделами (подразделениями). В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организация нуждается в горизонтальных коммуникациях. Она состоит из множества подразделений, обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация — это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы эти элементы работали согласованно, продвигая ее в нужном направлении. Например, в компаниях наукоемких отраслей руководители среднего звена из производственных, маркетинговых и проектно-исследовательских отделов встречаются для координации действий по обновлению продукции. На основе базовой технологии компании могут выпускать разнообразные продукты, поэтому чрезвычайно важно через проектно-исследовательский отдел получать информацию о том, что востребовано на рынке. Это позволяет сохранять близость к потребителю и продолжать эффективно удовлетворять его запросы. В обмене информацией по горизонтали нередко участвуют комитеты или специальные группы.
Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений. Доказано, что такие отношения — важная составляющая удовлетворенности работников.
Коммуникации руководитель — подчиненный. Возможно, наиболее очевидный компонент коммуникаций в организации — отношения между' руководителем и подчиненным. Хотя они служат примером обмена информацией по вертикали, есть смысл рассматривать их отдельно, поскольку они представляют собой составную часть коммуникативной деятельности руководителя. Исследования показали, что две трети этой деятельности реализуется между управляющими и управляемыми.
Некоторые из разновидностей обмена информацией между руководителем и подчиненным связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; обсуждением проблем эффективности работы; достижением признания и вознаграждения в целях мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении, а также с получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.
Коммуникации между руководителем и рабочей группой. В дополнение к обмену информацией между руководителем и подчиненным существует обмен информацией между руководителем и его рабочей группой. Эти коммуникации позволяют руководителю повысить эффективность действий с рабочей группой в целом. Поскольку в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность поразмышлять о новых задачах и приоритетах отдела, о том, как следовало бы работать вместе, о предстоящих изменениях и возможных их последствиях для этого или других отделов, о недавних проблемах и достижениях, предложениях рационализаторского характера. Кроме того, рабочая группа собирается без руководителей для обсуждения проблем, усовершенствований или надвигающихся перемен. Отношения равенства могут способствовать повышению удовлетворенности сотрудников работой.
Неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов (прошедших по системе тайного сообщения). Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналу формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации.
Исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, часто оказывается точной.