Решение проблем, составляющее суть процесса управления, представляет собой волевое воздействие субъекта управления на объект ради достижения стоящих перед ним целей.
Результаты управленческих решений, особенно в рамках крупных организаций, затрагивают интересы множества людей.
Управленческие решения можно рассматривать с разных точек зрения. Классификация их необходима для определения общих и специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить качество, эффективность и преемственность управления. Управленческие решения можно классифицировать по самым разным признакам.
• По субъекту управления выделяют решения государственных, хозяйственных, предпринимательских органов и общественных организаций. Например, государственные органы реализуют решения путем издания законодательных, организационных, распорядительных документов и проведения организационной работы.
• По степени влияния на будущее организации решения делят на стратегические и тактические. Первые определяют основные пути ее развития; вторые — конкретные способы продвижения по ним. Так, решение организации выйти на внешний рынок будет стратегическим, а решение о проведении необходимых мероприятий в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции — тактическим. Обычно стратегические решения принимают на высшем уровне управления организацией, а тактические — на низших.
|
|
Стратегические решения чаще всего диктуют обстоятельства,
под влиянием которых высшее руководство берет на себя инициа
тиву их принятия, поэтому они инициативные; тактические реше
ния, конкретизирующие поступающие сверху указания, имеют ха
рактер предписаний.
• В соответствии с временными границами можно говорить о перспективных решениях, реализуемых в будущем, и текущих, ориентированных на нужды сегодняшнего дня. К первым можно отнести решение об инвестировании средств в реконструкцию предприятия, ко вторым — о вложении временно свободных денег в краткосрочные ценные бумаги.
• В зависимости от продолжительности реализации принято выделять долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года) решения. Долгосрочные решения обычно имеют прогнозный характер, что обусловлено видением будущего, исходящим из условий и потребностей настоящего. В результате эти решения могут остаться нереализованными, если будущая ситуация окажется иной или если иными станут потребности. Среднесрочные решения отражают в обязательных для исполнения планах и программах, в соответствии с которыми осуществляются конкретные практические мероприятия. Планы и программы, конечно, тоже могут корректироваться, но не так часто — обычно только в чрезвычайных ситуациях. Краткосрочные решения отражаются не только и не столько в планах, сколько в устных или письменных приказах или распоряжениях. Обычно их принимают без предварительной подготовки.
|
|
Таким образом, чем длиннее срок, на который принимают решение, тем более вероятностный характер будет носить результат, и, наоборот, чем этот срок короче, тем более детерминирован (определен) результат.
• По степени обязательности исполнения решения подразделяются на директивные, рекомендательные и ориентирующие, что на практике зависит от целого ряда обстоятельств, например уровня, на котором принимается решение, сроков воздействия, их важности для организации.
Директивные решения обычно разрабатываются высшими органами управления в стабильных условиях по наиболее важным текущим и перспективным проблемам организации. Они предназначены для обязательного исполнения на ее низших уровнях.
Рекомендательные решения готовят совещательные органы — различного рода комитеты и комиссии. Их исполнение желательно, но необязательно, поскольку те, к кому эти решения относятся, не подчиняются тем, кто их принимает.
Ориентирующие решения, как и директивные, предназначены для низших уровней управления, действующих в условиях значительной свободы от центра. Ориентирующими можно считать прогнозные решения, являющиеся как бы «маяками» для плановых.
• По функциональному назначению можно выделить организационные, регулирующие, координирующие, активизирующие и контролирующие решения. Пример организационных решений — об учреждении акционерного общества, распределении служебных обязанностей и т. д. Регулирующие решения чаще всего предписывают способ осуществления в определенных ситуациях тех или иных действий и выражаются в различных правилах, распорядках, графиках, нормах, нормативах и др. Координирующие решения имеют в основном оперативный характер, например распределение текущей работы среди исполнителей. Активизирующие решения направлены на дополнительную мотивацию и ускорение процессов управления. Контролирующие решения служат для оценки результата тех или иных действий подчиненных.
• По способу принятия решения подразделяют на выборочные и систематические. Первые обычно касаются одного или нескольких близких аспектов рассматриваемой проблемы, а вторые охватывают ее в целом во всем многообразии и взаимосвязях.
• В зависимости от числа участников в работе над решениями они делятся на единоличные и коллективные. Последние бывают консультативными, совместными и парламентскими.
Консультативное решение предполагает, что лицо, которое его окончательно принимает, советуется с окружающими — подчиненными или экспертами, а затем с учетом высказанных рекомендаций делает собственный выбор. Совместное решение принимают в результате согласования со всеми участниками на основе консенсуса, а парламентское базируется на том, что большинство причастных к нему лиц выражает с ним согласие.
• По широте охвата выделяют общие и специальные решения. Общие решения касаются одинаковых проблем, относящихся к самым различным подразделениям организации, например начала и окончания рабочего дня, обеденных перерывов, сроков выплаты заработной платы и т. д. Специальные решения относятся к узким проблемам, присущим только одному подразделению или группе работающих в нем людей.
• По предопределенности управленческие решения принято делить на запрограммированные и незапрограммированные. К первым приводит логика развития ситуации, в связи с чем остается выбрать лишь момент начала действий, степень их интенсивности и другие параметры, оптимизирующие результат. Чаще всего такие решения принимают в стандартных, регулярно повторяющихся ситуациях. В противоположность этому незапрограммированные решения принимают в неординарных обстоятельствах, они требуют индивидуального творческого подхода, интегрирующего разносторонний опыт, данные специальных исследований, искусство и чутье менеджера.
|
|
• По сфере реализации решения разделяют на связанные с производством, сбытом, научными исследованиями, кадрами и т. д.
• По содержанию решения бывают техническими, экономическими, социальными. Технические решения принимают по поводу объективных факторов деятельности организации; экономические связаны с затратами, которые несет организация, и обусловленными ими результатами; специальные принимают в отношении условий труда персонала, его оплаты, льгот, гарантий.