Классификация управленческих решений

Решение проблем, составляющее суть процесса управления, представляет собой волевое воздействие субъекта управления на объект ради достижения стоящих перед ним целей.

Результаты управленческих решений, особенно в рамках круп­ных организаций, затрагивают интересы множества людей.

Управленческие решения можно рассматривать с разных точек зрения. Классификация их необходима для определения общих и специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить качество, эффективность и преемствен­ность управления. Управленческие решения можно классифици­ровать по самым разным признакам.

• По субъекту управления выделяют решения государствен­ных, хозяйственных, предпринимательских органов и обще­ственных организаций. Например, государственные органы реа­лизуют решения путем издания законодательных, организацион­ных, распорядительных документов и проведения организацион­ной работы.

• По степени влияния на будущее организации решения делят на стратегические и тактические. Первые определяют основные пути ее развития; вторые — конкретные способы продвижения по ним. Так, решение организации выйти на внешний рынок будет стратегическим, а решение о проведении необходимых мероприя­тий в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции — тактическим. Обычно стратегические решения принимают на высшем уровне управления организацией, а тактичес­кие — на низших.

Стратегические решения чаще всего диктуют обстоятельства,
под влиянием которых высшее руководство берет на себя инициа­
тиву их принятия, поэтому они инициативные; тактические реше­
ния, конкретизирующие поступающие сверху указания, имеют ха­
рактер предписаний.

• В соответствии с временными границами можно говорить о перспективных решениях, реализуемых в будущем, и текущих, ориентированных на нужды сегодняшнего дня. К первым можно отнести решение об инвестировании средств в реконструкцию предприятия, ко вторым — о вложении временно свободных денег в краткосрочные ценные бумаги.

• В зависимости от продолжительности реализации принято выделять долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года) решения. Долгосрочные реше­ния обычно имеют прогнозный характер, что обусловлено виде­нием будущего, исходящим из условий и потребностей настояще­го. В результате эти решения могут остаться нереализованными, если будущая ситуация окажется иной или если иными станут по­требности. Среднесрочные решения отражают в обязательных для исполнения планах и программах, в соответствии с которыми осу­ществляются конкретные практические мероприятия. Планы и программы, конечно, тоже могут корректироваться, но не так час­то — обычно только в чрезвычайных ситуациях. Краткосрочные решения отражаются не только и не столько в планах, сколько в устных или письменных приказах или распоряжениях. Обычно их принимают без предварительной подготовки.

Таким образом, чем длиннее срок, на который принимают ре­шение, тем более вероятностный характер будет носить результат, и, наоборот, чем этот срок короче, тем более детерминирован (оп­ределен) результат.

• По степени обязательности исполнения решения подразде­ляются на директивные, рекомендательные и ориентирующие, что на практике зависит от целого ряда обстоятельств, например уровня, на котором принимается решение, сроков воздействия, их важности для организации.

Директивные решения обычно разрабатываются высшими органами управления в стабильных условиях по наиболее важным текущим и перспективным проблемам организации. Они предназ­начены для обязательного исполнения на ее низших уровнях.

Рекомендательные решения готовят совещательные органы — различного рода комитеты и комиссии. Их исполнение желатель­но, но необязательно, поскольку те, к кому эти решения относят­ся, не подчиняются тем, кто их принимает.

Ориентирующие решения, как и директивные, предназначены для низших уровней управления, действующих в условиях значительной свободы от центра. Ориентирующими можно считать про­гнозные решения, являющиеся как бы «маяками» для плановых.

• По функциональному назначению можно выделить органи­зационные, регулирующие, координирующие, активизирующие и контролирующие решения. Пример организационных решений — об учреждении акционерного общества, распределении служеб­ных обязанностей и т. д. Регулирующие решения чаще всего пред­писывают способ осуществления в определенных ситуациях тех или иных действий и выражаются в различных правилах, распо­рядках, графиках, нормах, нормативах и др. Координирующие ре­шения имеют в основном оперативный характер, например рас­пределение текущей работы среди исполнителей. Активизирую­щие решения направлены на дополнительную мотивацию и уско­рение процессов управления. Контролирующие решения служат для оценки результата тех или иных действий подчиненных.

• По способу принятия решения подразделяют на выборочные и систематические. Первые обычно касаются одного или несколь­ких близких аспектов рассматриваемой проблемы, а вторые охва­тывают ее в целом во всем многообразии и взаимосвязях.

• В зависимости от числа участников в работе над решениями они делятся на единоличные и коллективные. Последние бывают консультативными, совместными и парламентскими.

Консультативное решение предполагает, что лицо, которое его окончательно принимает, советуется с окружающими — подчи­ненными или экспертами, а затем с учетом высказанных рекомен­даций делает собственный выбор. Совместное решение принима­ют в результате согласования со всеми участниками на основе консенсуса, а парламентское базируется на том, что большинство причастных к нему лиц выражает с ним согласие.

• По широте охвата выделяют общие и специальные решения. Общие решения касаются одинаковых проблем, относящихся к самым различным подразделениям организации, например начала и окончания рабочего дня, обеденных перерывов, сроков выплаты заработной платы и т. д. Специальные решения относятся к узким проблемам, присущим только одному подразделению или группе работающих в нем людей.

• По предопределенности управленческие решения принято делить на запрограммированные и незапрограммированные. К пер­вым приводит логика развития ситуации, в связи с чем остается выбрать лишь момент начала действий, степень их интенсивности и другие параметры, оптимизирующие результат. Чаще всего та­кие решения принимают в стандартных, регулярно повторяющих­ся ситуациях. В противоположность этому незапрограммирован­ные решения принимают в неординарных обстоятельствах, они требуют индивидуального творческого подхода, интегрирующего разносторонний опыт, данные специальных исследований, искус­ство и чутье менеджера.

• По сфере реализации решения разделяют на связанные с про­изводством, сбытом, научными исследованиями, кадрами и т. д.

• По содержанию решения бывают техническими, экономи­ческими, социальными. Технические решения принимают по по­воду объективных факторов деятельности организации; экономи­ческие связаны с затратами, которые несет организация, и обус­ловленными ими результатами; специальные принимают в отно­шении условий труда персонала, его оплаты, льгот, гарантий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: