На всех уровнях экономики периодически возникают различного рода кризисные явления.
Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе организации, угрожающее ее жизнестойкости. Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные. Экономические кризисы бывают вызваны острыми противоречиями в экономике страны или экономическом состоянии отдельной организации, фирмы. Это кризисы производства и реализации товаров, взаимоотношений экономических агентов, неплатежей, потеря конкурентных преимуществ, банкротство и др.
По отношению к организации различают внешние и внутренние причины кризиса.
Внешними называют те причины, на которые организация не может воздействовать, или это воздействие может быть незначительным. Это международные и национальные факторы.
Международные факторы зависят от причин общеэкономического характера (экономическая цикличность развития ведущих стран, состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой международных банков), стабильности международной торговли, зависящей, в свою очередь, от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговле, таможенных тарифах и пошлинах), международной конкуренции (рост доли рынка фирм-конкурентов из-за применения более высоких технологий или дешевого труда).
|
|
Национальные факторы могут быть обусловлены политическими, экономико-географическими, культурными и научно-техническими причинами:
• экономико-географические причины — это размер и структура потребностей, платежеспособный спрос населения; к ним также можно отнести уровни доходов и накопления населения, цен, возможность получения кредита;
• причины культурного характера — привычки, нормы потребления и предпочтения потребителей;
• уровень развития науки и техники — это процесс производства товара и его конкурентоспособность; следует иметь в виду, что изменения в технологии, осуществляемые для обеспечения конкурентных преимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение продолжительного времени отрицательно сказываться на прибыльности, в том числе и из-за неудач при внедрении.
Внутренние причины кризиса — это результат деятельности самой организации:
• конструкторско-технологические — неконкурентоспособность продукции, низкая загрузка производственных мощностей, рассчитанных на узкую специализацию и широкую кооперацию производства, завышенный уровень ресурсоемкости продукции;
|
|
• экономические — низкая рентабельность, отсутствие свободных средств для обновления продукции и повышения ее конкурентоспособности, высокая себестоимость продукции из-за завышенной ресурсоемкости и высоких цен на сырье, материалы, транспорт, энергоресурсы, отсутствие оборотных средств;
• финансовые — большой отток денежных средств на коммунальные расходы с содержанием производственных мощностей, в структуре выручки мал удельный вес денежных средств и высока доля бартера и взаимозачетов, убытки от содержания объектов социальной сферы;
• управленческий — теневые предпринимательские доходы главных специалистов и руководителей подразделений, отсутствие финансовой ответственности подразделений за результаты работы на рынках продукции и услуг, отсутствие экономической мотивации у персонала управления к снижению затрат, рост выручки и загрузки производственных мощностей.
Антикризисное управление — это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.
Понятие «антикризисное управление» может применяться в широком и узком смысле. В широком смысле — это системное управление объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, с акцентом на противодействие кризису; в узком — система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, находящегося в кризисе, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая при затяжном непреодолимом характере нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управления в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности организации, регулируемое законодательно. Вопрос о финансовой несостоятельности рассматривается при активном участии государственных органов, обычно в судебном порядке.
Суть антикризисного управления содержится в следующих положениях:
кризисы можно предвидеть, ожидать, и вызывать;
кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
к кризисам можно и необходимо готовиться;
кризисы можно смягчать;
управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта;
кризисные процессы до определенного предела могут быть управляемыми;
управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Антикризисное управление создает благоприятную среду для всех вовлеченных в ситуацию субъектов.
Для государства:
погашение задолженности бюджетам всех уровней с учетом пеней и штрафов;
возвращение организации как субъекта налогообложения после восстановления ее финансового благополучия;
повышение экспортного потенциала страны;
лучшее использование местных сырьевых ресурсов;
формирование информационных баз данных о состоянии каждой организации, которые можно использовать в иных системах регулирования и управления, а также при проведении научных исследований;
совершенствование законодательной и нормативно-методической основы в свете рыночных отношений.
Для населения:
расширение потребительского рынка, производство нужных товаров;
повышение культуры обслуживания, стимулирование лояльности потребителей к выпускаемой продукции;
создание новых рабочих мест;
стимулирование развития предпринимательской деятельности.
Для кредиторов:
получение шанса спасти свои деньги;
снижение риска невозвращения долга.
Для организации:
повышение эффективности использования всех ресурсов;
|
|
защита от неблагоприятных последствий конкуренции;
предоставление возможности освободиться от бремени долгов;
возможность реорганизации производства, его обновления, получения квалифицированных консультаций арбитражного управляющего;
стимулирование инвестирования без поощрения его непосредственно, но при смягчении последствий неудач в ходе ведения бизнеса.