Сущность и практическое значение антикризисного управления

На всех уровнях экономики периодически возникают различ­ного рода кризисные явления.

Кризис это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе организации, угрожающее ее жизнестой­кости. Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с потребностями модернизации и рест­руктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнта­ризм в управлении, а также природные. Экономические кризисы бывают вызваны острыми противоречиями в экономике страны или экономическом состоянии отдельной организации, фирмы. Это кризисы производства и реализации товаров, взаимоотноше­ний экономических агентов, неплатежей, потеря конкурентных преимуществ, банкротство и др.

По отношению к организации различают внешние и внутрен­ние причины кризиса.

Внешними называют те причины, на которые организация не может воздействовать, или это воздействие может быть незначи­тельным. Это международные и национальные факторы.

Международные факторы зависят от причин общеэкономичес­кого характера (экономическая цикличность развития ведущих стран, состояние мировой финансовой системы, характеризующе­еся политикой международных банков), стабильности междуна­родной торговли, зависящей, в свою очередь, от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговле, тамо­женных тарифах и пошлинах), международной конкуренции (рост доли рынка фирм-конкурентов из-за применения более высоких технологий или дешевого труда).

Национальные факторы могут быть обусловлены политически­ми, экономико-географическими, культурными и научно-техни­ческими причинами:

• экономико-географические причины — это размер и структу­ра потребностей, платежеспособный спрос населения; к ним так­же можно отнести уровни доходов и накопления населения, цен, возможность получения кредита;

• причины культурного характера — привычки, нормы потреб­ления и предпочтения потребителей;

• уровень развития науки и техники — это процесс производ­ства товара и его конкурентоспособность; следует иметь в виду, что изменения в технологии, осуществляемые для обеспечения конкурентных преимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение продолжительного вре­мени отрицательно сказываться на прибыльности, в том числе и из-за неудач при внедрении.

Внутренние причины кризиса — это результат деятельности са­мой организации:

• конструкторско-технологические — неконкурентоспособ­ность продукции, низкая загрузка производственных мощнос­тей, рассчитанных на узкую специализацию и широкую коопера­цию производства, завышенный уровень ресурсоемкости про­дукции;

• экономические — низкая рентабельность, отсутствие свобод­ных средств для обновления продукции и повышения ее конку­рентоспособности, высокая себестоимость продукции из-за завы­шенной ресурсоемкости и высоких цен на сырье, материалы, транспорт, энергоресурсы, отсутствие оборотных средств;

• финансовые — большой отток денежных средств на комму­нальные расходы с содержанием производственных мощностей, в структуре выручки мал удельный вес денежных средств и высока доля бартера и взаимозачетов, убытки от содержания объектов со­циальной сферы;

• управленческий — теневые предпринимательские доходы главных специалистов и руководителей подразделений, отсут­ствие финансовой ответственности подразделений за результаты работы на рынках продукции и услуг, отсутствие экономической мотивации у персонала управления к снижению затрат, рост вы­ручки и загрузки производственных мощностей.

Антикризисное управление — это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.

Понятие «антикризисное управление» может применяться в широком и узком смысле. В широком смысле — это системное уп­равление объектом хозяйствования на том или ином уровне эко­номики, с акцентом на противодействие кризису; в узком — сис­тема организационно-управленческих мер в отношении отдельно­го предприятия, находящегося в кризисе, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая при затяжном непреодолимом характере нейтрализуется через процедуру банкротства. Для анти­кризисного управления в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности организации, регулируемое законодательно. Вопрос о финансовой несостоя­тельности рассматривается при активном участии государствен­ных органов, обычно в судебном порядке.

Суть антикризисного управления содержится в следующих по­ложениях:

кризисы можно предвидеть, ожидать, и вызывать;

кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

к кризисам можно и необходимо готовиться;

кризисы можно смягчать;

управление в условиях кризиса требует особых подходов, спе­циальных знаний, опыта;

кризисные процессы до определенного предела могут быть уп­равляемыми;

управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Антикризисное управление создает благоприятную среду для всех вовлеченных в ситуацию субъектов.

Для государства:

погашение задолженности бюджетам всех уровней с учетом пе­ней и штрафов;

возвращение организации как субъекта налогообложения после восстановления ее финансового благополучия;

повышение экспортного потенциала страны;

лучшее использование местных сырьевых ресурсов;

формирование информационных баз данных о состоянии каж­дой организации, которые можно использовать в иных системах регулирования и управления, а также при проведении научных исследований;

совершенствование законодательной и нормативно-методичес­кой основы в свете рыночных отношений.

Для населения:

расширение потребительского рынка, производство нужных товаров;

повышение культуры обслуживания, стимулирование лояльно­сти потребителей к выпускаемой продукции;

создание новых рабочих мест;

стимулирование развития предпринимательской деятельности.

Для кредиторов:

получение шанса спасти свои деньги;

снижение риска невозвращения долга.

Для организации:

повышение эффективности использования всех ресурсов;

защита от неблагоприятных последствий конкуренции;

предоставление возможности освободиться от бремени долгов;

возможность реорганизации производства, его обновления, по­лучения квалифицированных консультаций арбитражного управ­ляющего;

стимулирование инвестирования без поощрения его непосред­ственно, но при смягчении последствий неудач в ходе ведения бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: