Антикризисное регулирование — многогранная функция менеджмента, состоящая в использовании правительством всех имеющихся в его распоряжении полномочий по всему фронту экономики с целью ее стабилизации.
Антикризисное управление имеет особенности, а именно:
мобильность и динамичность использования ресурсов, проведения изменений, реализаций инновационных программ;
программно-целевые подходы в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
повышенная чувствительность к фактору времени, динамике ситуаций в процессе управления;
повышенное внимание к предварительным и последующим оценкам управленческих решений, выбору альтернатив поведения и деятельности;
использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.
В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:
• мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и др.;
• установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
• интеграции по ценностям профессионализма;
• инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
• корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.
Регулирование состояния организаций осуществляется по различным технологиям.
Технология антикризисного регулирования — совокупность способов, приемов, форм и мер, с помощью которых осуществляется государственное регулирование по поводу преодоления кризиса организаций.
Все меры антикризисного регулирования несостоятельностью организации можно объединить в две группы.
Профилактические меры, предупреждающие наступление кризиса в организации. К ним относятся антикризисные процедуры по улучшению правовых, экономических, социальных и иных условий внешней среды, стимулирующих деятельность организаций в направлении, важном и полезном для социально-экономического развития региона и страны в целом. Суть профилактических мер сводится к созданию поощрительных и запретительных стимулов по отношению к деятельности организаций.
Среди популярных профилактических мер по антикризисному регулированию такие:
консультирование предпринимателей и менеджеров по вопросам законодательства о банкротстве;
создание специализированных компаний по антикризисному управлению;
обеспечение условий для инновационной деятельности организаций;
формирование библиотеки инвестиционных проектов, предназначенной для посещающих регион инвесторов, создание имиджа региона как благополучного в финансово-экономическом отношении, повышение его инвестиционной привлекательности, подготовка организаций к взаимодействию с потенциальными инвесторами;
льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики;
совершенствование законодательства и усиление контроля за его выполнением;
предоставление гарантий при финансировании проектов, а также их прямое бюджетное финансирование;
целевая переподготовка персонала с целью воспитания профессиональных управленцев на всех уровнях хозяйствования, обучение собственников, руководителей, специалистов, менеджеров, социальная дифференциация кадров;
формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства;
выделение и стимулирование приоритетных видов деятельности;
налоговые льготы, упрощение порядка расчетов по налогам для малых предприятий.
Меры, применяемые к предприятиям-банкротам, — это оздоровительные действия (санация) в отношении несостоятельных организаций, законодательно разрешенные государством.
Санация состояния организации может быть внесудебной — проводится без участия арбитражного суда и соответственно без официального объявления банкротства; досудебной, предполагающей предварительное, до открытия производства по делу о банкротстве, оздоровление; арбитражной в соответствии с действующим законодательством.
Разнообразие применяемых в процессе антикризисного регулирования мер позволяет их объединить в рамках той или иной политики в этой области. Профилактические меры применяют при политике предупреждения кризиса, внесудебная или досудебная санация относятся к политике преодоления последствий кризиса в щадящем для организации режиме, арбитражная санация — это политика жесткого следования нормам законодательства.
Роль антикризисного управления в хозяйственном механизме отдельной страны кардинальным образом различается в условиях здоровой и больной экономики.
По апробированным западным стандартам в условиях здоровой экономики антикризисное управление с использованием процедуры банкротства в отношении безнадежно неплатежеспособной организации выполняет ряд важных функций.
1.Происходит естественный экономический отбор наиболее дееспособных, устойчивых, эффективных организаций.
2.Производство концентрируется в крупных организациях, отдельные организации объединяются во все более крупные корпорации, нередко многоотраслевые. Ряд корпораций превращается в транснациональные. Лицо мировой экономики определяют не малые и средние, а крупные корпорации, прежде всего транснациональные.
3.Осуществляется оздоровление (санация) организаций.
4.В народном хозяйстве происходит структурная перестройка производства и собственности.
5.Ликвидируются неэффективные организации. Освобождающиеся ресурсы и рабочая сила могут использоваться в других, более эффективных организациях.
В условиях кризисной экономики использование стандартов антикризисного управления, принятых в здоровой экономике, неправомерно. Если использовать эти стандарты, обанкротится более половины организаций, часть которых будет ликвидирована. В ходе банкротств перестанут функционировать и здоровые организации из-за сбоя межотраслевых производственных поставок. В итоге вся экономика страны может впасть в коллапс.
Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить этот показатель аналитически, однако можно выделить основные факторы, характеризующие его.
• Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. Имеется в виду не только общий профессионализм, но и профессиональные знания и навыки, необходимые для антикризисного управления.
• Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки. Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления становится решающим фактором, поэтому здесь особенно важно проводить психологическое тестирование менеджеров, отбирать тех, кто способен чутко реагировать на приближение кризиса и управлять им.
• Методология разработки рискованных управленческих решений. Такая методология создана и освоена.
,• Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Видение будущего, основанное на точном научно обоснованном анализе, позволяет постоянно держать в поле зрения все возможные проявления приближающегося или проходящего кризиса.
• Корпоративность. Этот фактор в организации или фирме мо
жет проявляться в различной степени. Корпоративность — это по
нимание ипринятие всеми работниками целей организации, го
товность самоотверженно работать для их достижения. Она пред
ставляет собой особый вид интеграции деловых, социально-психологических и организационных отношений, базируется на патриотизме по отношению к своей организации и энтузиазме.
• Лидерство. Определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, доверием к менеджеру, авторитетом власти.
• Оперативность и гибкость управления. В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающейся ситуации, адаптации. Инерционность в этом случае играет отрицательную роль.
• Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях может возникать потребность в изменении стратегии управления и разработке специальных программ антикризисного развития.
• Человеческий фактор. В определенной мере отражает факторы корпоративности и лидерства, искусство управления. Но существует понятие антикризисной команды — ближайших помощников менеджера, которые пользуются его особым доверием и способны согласованно и целенаправленно осуществлять программу антикризисного управления.
• Система мониторинга кризисных ситуаций. Представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для его своевременного обнаружения и распознания.
Контрольные вопросы и задания
1.Раскройте понятие кризиса и назовите его причины.
2.Что такое антикризисное управление?
3.Что входит в понятие «система антикризисного управления»?
4.Назовите свойства системы антикризисного управления.
5.Каковы особенности антикризисного управления?
6.Какова технология антикризисного регулирования?
7.Назовите факторы, определяющие эффективность антикризисного управления.