Прогнозирование вероятности банкротства производится с помощью двух- или пятифакторной модели комплексного коэффициентного анализа.
Двухфакторная модель выглядит следующим образом:
Z= -0,3877 + (-l,0736)x1 + 0,579х2,
где Z— вероятность банкротства (Z> 0 — вероятность банкротства велика, Z< 0 — мала); х1 — коэффициент текущей ликвидности; хг — доля заемных средств в пассивах.
Пятифакторная модель Э. Альтмана такова:
Z= l,2x1 + 1,4х2 + 3,3х3 + 0,6х4 + 0,999х5,
где х1 — отношение разности текущих активов и пассивов к величине актива; х2 — отношение нераспределенной прибыли к объему актива; х3 — отношение нетто-результата эксплуатации инвестиций к объему актива; х4 — отношение курсовой стоимости акций к заемным средствам; х5 — отношение чистой выручки от реализации к объему актива.
Если Z< 1,8, вероятность банкротства высока; 1,8 < Z< 2,99 — вероятность банкротства средняя; 2,7 < Z < 2,99 — вероятность банкротства невелика.
Первое стратегическое направление предотвращения банкротства — обеспечение быстрой оборачиваемости капитала. Для этого наиболее ликвидные активы должны покрывать самые срочные обязательства или превышать их. Быстрореализуемые активы должны покрывать долгосрочные пассивы или превышать их, медленнореализуемые — покрывать долгосрочные пассивы, труднореализуемые постоянные активы (здания, сооружения, земля, оборудование) должны быть покрыты постоянными пассивами и не превышать их.
Второе стратегическое направление — эффективная маркетинговая политика.
Конверсионный маркетинг используется в тех случаях, когда большинство потенциальных покупателей отвергает товар вне зависимости от его качества. Основная операция конверсионного маркетинга — разработка такого плана рекламной работы и продвижения товара, который сформировал бы спрос и противодействовал негативным тенденциям.
Стимулирующий маркетинг используется в тех случаях, когда отношение потенциальных покупателей к предлагаемому товару безразличное. Предприятию необходимы дополнительные инвестиции в мероприятия по пропаганде товаров.
Развивающий маркетинг используется в случаях, когда имеется потенциальный спрос, который необходимо сделать реальным. При этом должны быть выработаны стратегические решения по внесению изменений в материально-техническую базу и кадровый потенциал всех функциональных блоков производственной системы. Это направление маркетинга наиболее ресурсоемкое, требует анализа и оценки структуры капитала.
Ремаркетинг используется, если необходимо восстановить спрос. Его основное содержание — поиск возможностей оживления спроса путем придания товару элементов новизны, переориентации на другие рынки.
Синхромаркетинг используется в случаях, когда необходимо стабилизировать колеблющийся спрос.
Маркетинговые решения должны быть направлены на повышение гибкости материально-технической базы и управления производством.
Контрольные вопросы и задания
1.Сформулируйте понятие и признаки банкротства.
2.В чем основные причины банкротства?
3.Когда вводится процедура наблюдения, в чем ее смысл?
4.Как временный управляющий анализирует финансовое состояние должника?
5.Что такое внешнее управление?
6.Каковы права и обязанности внешнего управляющего?
7.Какие принимаются меры по восстановлению платежеспособности должника?
8.Каковы функции конкурсного управляющего?
9.Какова очередность удовлетворения требований кредиторов?
10.В чем суть мирового соглашения?
11.В чем специфика механизма банкротства применительно к сельскохозяйственному предприятию?
12.Каковы стратегические направления предотвращения банкротства?