Система антикризисного управления включает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту организаций от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства. Это следующие подсистемы.
I. Подсистема диагностики и прогнозирования. Слово «диагностика» произошло от греческого diagnostikos и означает процесс распознавания проблемы.
Диагностика необходима для выработки стратегии и тактики хозяйственного поведения организаций в условиях быстро изменяющейся конъюнктуры, когда требуются ответы на ключевые вопросы: каково положение организации на рынке, итоги и условия ее деятельности.
Диагностика позволяет быстрее и с меньшими потерями осуществить антикризисное вмешательство.
Предмет диагностирования — финансовый и технико-экономический уровни развития организации.
Финансовый уровень — выявление сравнительных преимуществ производства продукции с относительно меньшими издержками, оценка обеспеченности бизнеса необходимыми денежными средствами для осуществления нормальной хозяйственной деятельности и своевременного проведения денежных расчетов.
Технико-экономический уровень — комплексная качественная характеристика развития производительных сил, оценка эффективности их использования и анализ конечных результатов,
Цель антикризисного прогнозирования — получение научно обоснованных вариантов изменения финансового и технико-экономического состояния организации. Его задача заключается в том, чтобы выявить предполагаемые тенденции развития деятельности организации и дать оценку их устойчивости, а также сформировать теоретический аналог реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.
Прогнозирование может проводиться в следующем порядке.
1.Выделение основных показателей, по которым осуществлялось диагностирование, и составление базисного прогноза ожидаемого состояния организации при сохранении сложившихся условий и тенденций развития.
2.Построение оптимистичного, пессимистичного и наиболее вероятного сценариев изменений влияния на состояние организации внутренних и внешних факторов, что предполагает подбор факторов, оценку направлений и силы их воздействий.
3.Составление сценариев возможных изменений состояния организации посредством корректировки базового прогноза.
4.Оптимизация полученных прогнозов: анализ прогнозных оценок и изучение возможности приближения наиболее вероятного сценария к оптимистичному. Оптимальным будет считаться наилучший прогноз по критериям, ранжированным следующим образом:
• реальность реализации;
• минимальный риск;
• условия для возобновления и развития деятельности;
• максимальная платежеспособность.
5. Изыскание возможности снижения риска развития организации по пессимистическому сценарию.
II. Подсистема маркетинга. Предполагает исследование конъюнктуры рынка, чтобы выявить характер и силу влияния внешних факторов, определить конкурентные преимущества организации, сформулировать возможные стратегии ее поведения на рынке, выделить факторы успеха и неуспеха для достижения стратегических целей.
Существуют разные маркетинговые стратегии антикризисного управления. Наиболее важные из них следующие:
• предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;
• выжидания зрелости кризиса для успешного его преодоления;
• противодействия кризису, замедления его процессов;
• стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
• рассчитанного риска;
• последовательного вывода из кризиса;
• предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.
Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса.
Избранная стратегия, тип конкурентного поведения и методы их реализации находят отражение в маркетинговой программе, которая содержит перечень мероприятий (комплекс маркетинга) по стабилизации положения организации на рынке и может быть частично включена в бизнес-план по финансовому оздоровлению.
III. Подсистема антикризисной инвестиционной политики. Нацелена на разработку эффективной инвестиционной программы сразу в нескольких направлениях: а) технико-технологической обоснованности и эффективности инвестиционных проектов; б) их финансовой окупаемости и рентабельности; в) нахождения источников финансирования и инвесторов, в том числе при помощи получения гарантий под заемные средства со стороны достаточно мощных и надежных экономических структур или органов власти.
IV. Подсистема управления персоналом. Предполагает обновление части кадров, повышение квалификации работников, изменение системы управления персоналом, разработку более эффективных стимулов и санкций, улучшение трудовой и особенно технологической дисциплины, создание благоприятного социально-психологического климата.
V. Подсистема производственного менеджмента. Охватывает управление технико-технологической стороной производства.
VI. Подсистема финансово-экономического менеджмента. Используется для управления финансовыми ресурсами и денежными потоками организаций. Тесно связана с подсистемой финансовой диагностики.
VII. Подсистема организационно-управленческих мер по ликвидации организации. Существует в нормальных условиях хозяйствования лишь как потенциальная, однако если организация становится банкротом и нет возможности ее оздоровить, эта подсистема превращается в реальную. Правовая сторона ее досконально прописана в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» (1998). В основе действия подсистемы — продажа имущества организации по рыночным ценам и погашение ее долгов за счет выручки от реализации в соответствии с очередностью, установленной законом.
Все подсистемы антикризисного управления непрерывно взаимодействуют друг с другом.






