Философия бытия

Онтология. Раздел философского знания, изучающий бытие, называется онтологией. Отцами онтологии считают Парменида и Платона. Главными категориями этого раздела выступают «бытие» и «небытие». Категория «бытие» фиксирует все, что есть, существует в данный момент в мире независимо от того, знаем мы об этом или нет. Категория «небытие» отражает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными.

Основные формы бытия:

1) Бытие вещей (тел), явлений, процессов. Различают бытие «первой природы» – реальности, существующей миллиарды лет до человека и без его вмешательства. «Вторая природа» – мир, созданный человеком.

2) Бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие во всех его биологических, социальных и духовных проявлениях.

3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяют индивидуализированное (это сознание, духовный мир индивида) и объективированное (язык, идеалы, нормы, ценности и т.д.) духовное.

4) Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Одной из проблем онтологии является поиск основания бытия – субстанции (от лат. substantia –сущность, нечто лежащее в основе), под которой понималось то, что существует благодаря самому себе и не нуждается в других основаниях.

В философском знании сложились два основных подхода к пониманию субстанции – идеалистический и материалистический. Идеализм предполагает, что «до» и «независимо от» мира вещей существует особая идеальная реальность (мировой разум), которая гарантирует устойчивость и гармонию в изменчивом мире. Материализм базируется на том, что в мире нет ничего, кроме движущейся самоорганизующейся материи, представленной множеством объектов мирового целого.

Основой многих субстанциальных онтологи­ческих концепций выступает понятие « материя» (от лат. materia – вещество). В трактовке этого понятия можно выделить ряд этапов.

Первый этап – наглядно-чувственные представления о материи. Он охватывает множество философских учений древности, утверждавших, что материальной основой вещей являются определенные природные стихии (вода у Фалеса, огонь у Гераклита и т. д.).

Второй этап – атомистические представления о материи. Он зарождается в учении древнегреческих философов Левкиппа и Демокрита. Материя здесь отождествлялась с атомами, обладавшими комплексом вечных и неизменных свойств (массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью).

Третий этап – гносеологическое понимание материи. Он связан с кризисом естествознания на рубеже XIX-XX столетий. В традиции этого этапа материя определяется через соотношение с сознанием, а также были окончательно разведены конкретно научный и философский подходы к пониманию материи. Классическое определение материи сформулировано В. И. Лениным, в котором было выделено главное свойство материи – быть объективной реальностью.

Четвертый этап – субстанциально-аксиологические представления о материи. Он возник в середине XX века и утверждает, что у материи много атрибутов (несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, безграничность, структурность, движение, пространство, время и др.).

В целом мир рассматривается как особого рода система, где выделяют различного рода уровни, связи и структуры. Выделим основные: неживая природа, живая природа, социум (человеческое общество).

Динамическая организация бытия. Специфика динамической организации бытия раскрывается в онтологии с помощью категорий «движение», «развитие» и «покой».

Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Выделяют разные формы движения: физическую, химическую, биологическую, социальную и духовную.

Категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Существуют две тенденции развития – про­гресс (появление новых элементов внутри системы и усложнение их взаимосвязей, совершенствование) и регресс (упрощение связей, ухудшение системных качеств, деградация).

Категория покой фиксирует относительную устойчивость и определенность всякого сущего.

Пространственная организация бытия обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Временная организация бытия указывает на свойства вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп.

К основным свойствам пространства обычно относят:

размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (например, длина, ширина, высота вещи). В макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности;

изотропность – свойство равенства всех пространственных измерений.

К основным свойствам времени обычно относят:

необратимость – способность процессов развертываться лишь в одном направлении.

В истории сложились две основные концепции пространства и времени:

1) субстанциальная концепция (Демокрит, Ньютон). Пространство и время рассматриваются как особые самостоятельные сущности, при этом пространство предстает как абсолютная пустота, а время – как бесконечный поток событий и состояний;

2) реляционная концепция (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). Пространство и время рассматриваются не как особые самостоятельные сущности, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты. В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля и т.д.).

Диалектическая модель развития. В современной философии диалектика предстает в виде теории развития бытия и метода его познания. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории (неосновные законы).

Основные принципы диалектики:

1)принцип всеобщего развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности);

2)принцип всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами).

Традиционно законы диалектики подразделяются на:

1)основные (раскрывают сущность развития); 2) неосновные (дополняют картину развития).

Основные законы диалектики:

1)закон единства и взаимодействия противоположностей, или закон противоречия (указывает источник развития). Согласно этому закону источник развития – это многообразные противоречия, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса;

2)закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм развития и то, каким именно образом оно происходит). Согласно этому закону постепенное накопление количественных изменений в определенный момент времени приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества;

3)закон отрицания отрицания (указывает направленность и форму развития). Согласно этому закону развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния, как его снятия, поэтому оно имеет форму расширяющейся спирали и всегда направлено.

Неосновные законы диалектики выражают отношения между: причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой; частью и целым; сущностью и явлением.

К исторически значимым формам диалектики обычно относят: диалектику древней философии (Востока и Греции), диалектику немецкой классической философии (идеалистическая) и материалистическую диалектику (К.Маркс, Ф.Энгельс).

Синергетическая модель развития. Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика (Г.Хакер, И.Пригожин, С.Курдюмов), выявившая общие принципы, лежащие в основе процессов сложных самоорганизующихся открытых систем.

Основные идеи (принципы) синергетики:

– «носителем» развития являются сложные, открытые, самоорганизующиеся системы;

– хаос может выступать в качестве созидающего начала эволюции, а источником порядка является неравновесность, которая и порождает «порядок из хаоса»;

– для сложноорганизованных систем характерна множественность путей развития, что не исключает возможности выбора наиболее оптимальных из них;

– в любых состояниях неустойчивой социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: