Понятие, формы и показатели кооперирования

Специализация тесно связана с кооперированием производства.

Кооперирование — длительные производственные связи между предприятиями, совместно выпускающими какую-либо продукцию.

В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования:

1. Предметное (агрегатное) кооперирование заключается в том, что головной завод, выпускающий сложную продукцию, получает от других предприятий готовые агрегаты (электромоторы, генераторы и т.д.), идущие на комплектование продукции этого завода. Эта форма кооперирования характерна для машиностроения, многие отрасли которого производят сложные машины и оборудование.

2. Подетальное кооперирование, когда ряд предприятий-смежников поставляют головному заводу узлы и детали (карбюраторы, подшипники, втулки, поршневые кольца и т.д.) для выпуска готовой продукции. Присуще многим отраслям промышленности: машиностроению, деревообрабатывающей, обувной и др.

3. Технологическое (или стадийное) кооперирование выражается в поставках одними предприятиями другим определенных полуфабрикатов (поковок, отливок и т.д.) или в выполнении для них определенных технологических операций.

Основными показателями кооперирования являются:

— коэффициент кооперирования, или доля покупных изделий и полуфабрикатов в общей стоимости продукции.

- количество предприятий-смежников, участвующих в производве продукции головного предприятия.

- соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставках.

В определенной мере уровень кооперирования характеризует радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.

С точки зрения территориального положения отраслевой принадлежности различают следующие виды связи по кооперированию между предприятиями:

1. Внутрирайонные: кооперирующие предприятия расположены в экономическом административном районе вне зависимости от отраслевой принадлежности.

2. Внутриотраслевые: кооперирование предприятий одной отрасли.

3. Межотраслевые — кооперирование предприятий различных отраслей.

С точки зрения приближения поставщиков к потребителям и сокращения транспортных расходов, наиболее выгодным является внутрирайонное кооперирование. Однако в современных условиях развития науки и техники, глубинного общественного разделения, невозможно обойтись только внутрирайонным кооперированием, особенно в нашей стране. Современные машины — сложные изделия, состоят из тысяч и десятков тысяч деталей. Их создание вызывает необходимость кооперирования предприятий многих других отраслей, расположенных в других районах. Важно выбрать наиболее оптимальный вариант кооперирования на основе технико-экономических расчетов.

Среди недостатков кооперирования можно выделить рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования.

Важной предпосылкой успешного развития специализации и кооперирования в промышленности являются стандартизация, унификация и типизация изделий, узлов, деталей способствующих увеличению серийности и массовости производства.

Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик. Основой стандартизации в отраслях промышленности является унификация, представляющая собой процесс приведения продукции и средств производства или их элементов к единой форме, размерам, составу или структуре. Одной из форм стандартизации является типизация — сведение к целесообразному минимуму наиболее рациональных типов, видов, марок продукции, конструкций машин и оборудования, зданий технологических процессов и т.д.

Работа по стандартизации, унификации и типизации в конечном счете сводится к установлению оптимального, относительно небольшого числа рациональных видов промышленной продукции, поэтому она оказывает существенное влияние на развитие специализации и кооперирования, обеспечивает высокий организационно-технический уровень и высокий экономический эффект в отраслях промышленности, и прежде всего в машиностроении.

Экономический эффект от кооперирования может быть получен при условии, если поставляемые заготовки, полуфабрикаты, детали и узлы лучшего качества обходятся потребителю дешевле, чем при собственном их производстве, а также если они поставляются комплектно, в необходимом количестве и в установленные сроки. Эффективность кооперирования во многом зависит также от правильного определения радиуса перевозок.

Экономия от производственных кооперированных связей определяется по формуле:

Эк = С - (Ц + Тр) • В,

где Эк — экономия от кооперативных связей, руб.;

С — полная заводская себестоимость изделия (детали, узла, полуфабриката и т.д.), передаваемого для изготовления на специализированные предприятия;

Ц — оптовая цена, по которой это изделие будет поступать от специализированного предприятия;

Тр — транспортно-заготовительные расходы, приходящиеся на единицу изделия;

В — количество изделий, впервые получаемое по кооперации в планируемом году.





Подборка статей по вашей теме: