Подходы к изучению лидерства

1. Лидерство один из механизмов интеграции групповой деятельно­сти, когда отдельный член группы объединяет, направляет действия всей группы. Лидерство — это возникновение особого статуса у менеджера или иного члена группы. Этот статус характеризуется отно­шением, в основе которого лежат авторитет, признание высокого уров­ня квалификации, доверие, личные симпатии и т. п. Лидерство рож­дается потребностью и практикой неформального управления. Чело­век, имеющий такой статус в группе, называется лидером.

2. Отношения лидерства могут совпадать с формальными полномо­чиями менеджера. В этом случае соединяются должность и лидер­ство. Но эти отношения могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Тогда возникает конфликтная ситуация. Умение так построить отношения с лидером, чтобы они усиливали формаль­ную деятельность менеджера, — одна из важных сторон искусства управления. В лидерстве важная роль принадлежит психологичес­ким особенностям человека.

Неформальный лидер не имеет особого места (должности) в сис­теме власти, но определенной властью над людьми все же облада­ет. Он управляет примером, убеждением, воодушевлением. При возникновении исключительных ситуаций лидерство перерастает в явную власть и может быть оформлено в реальные полномочия. Не следует путать лидерство и амбициозность, которая является противоположностью лидерства.

3. Проблемы лидерства являются важнейшими для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидер­ства позволяет оперативно решать сложные задачи в неожиданных ситуациях. Лидерство преимущественно строится на отношениях «лидер—последователи», а не «начальник—подчиненные».

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех ос­новных переменных:

• лидерские качества (ум, личная организованность, самодисциплина, уверенность в себе, знание дела и техники личной работы, активность, самоорганизация своего здоровья и др.);

• лидерское поведение (авторитарное, демократическое, пассивное; с ориентацией на отношения в группе; на основе личных качеств подчиненных; на уровне содержания работы);

• ситуации, в которой действует лидер.

Ранние концепции лидерства (личностные и поведенческие) обра­щали внимание только на личные качества лидера и образцы его поведения. Ситуационные факторы при этом не учитывались. Со­временные концепции основаны на ситуационном лидерстве. Та­ких подходов (моделей) насчитывается порядка шести. Например, континуум лидерского поведения Танненбаума—Шмидта, ситуа­ционная модель Фидлера и др.

В соответствии с моделью Танненбаума—Шмидта лидер выбирает один из семи возможных образцов поведения в зависимости от своих взглядов на источники власти, отношений с последователя­ми и ситуации. Между крайними положениями «демократ—авто­крат» расположены, пять промежуточных стилей поведения, одно из которых лидер выбирает в связи с изменением ситуации и из­менением отношений с последователями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: