Тема: «Экранный облик персонажей»

В любом игровом фильме представление о том или ином персонаже складывается из трех компонентов: 1. истории 2. манеры актерской игры 3. внешнего вида персонажа. Попытаемся проанализировать последнее обстоятельство. Прежде всего: фильм в целом и каждого персонажа зритель увидит таким, каким его увидел оператор.

Типажность - это особенности внешнего облика и поведения, связанные с некоторыми антропологическими признаками, выражающими принадлежность к той или иной национальности, социальному слою или профессии. Эти особенности проявляются в костюме, мимике, поведении. Они легко считываются зрителем с экрана на основе его жизненного опыта и являются предустановкой на восприятие персонажа. Внешний вид как бы предопределяет драматургическую функцию персонажа. Типажность – это своего рода ключ, подсказка зрителю для того, чтобы данный персонаж воспринимался в определенном смысле, поскольку предполагаемый характер и особенности поведения ему в общих чертах должны быть знакомы.

Киногеничные объекты способны передавать свои объемные и фактурные (материальные) свойства и в виде изображения. Иногда у актеров встречаются такие лица, которые «хорошо принимают свет». Сочетание на лице выпуклостей и впадин, расположенных под разными углами к источнику света, создающих удивительное богатство светотени и внятность объемной формы производит некое впечатление гармонического единства. Это и называется киногеничностью. Индивидуальное пластическое свойство предмета,сочетание объектов и фигур переходят в чисто визуальное качество на экране. И чем легче происходит этот переход, тем киногеничнее снимаемый объект. Знание этих закономерностей, умение ими пользоваться входит как непременный элемент в профессию оператора.

Авторами кинопортрета или экранного облика персонажа являются три человека: актер, гример, оператор, который переводит это все в экранную форму.

Голливудский оператор Гордон Уиллис сказал: снять кинозвезду настолько хорошо, насколько это возможно в данных условиях – является «хлебом» оператора.

Замечательную актрису Марлен Дитрих всегда освещали чуть ярче, чем остальных персонажей в кадре и благодаря этому, она как бы светилась. Оператор Штернберг в фильме «Желание» впервые нашёл для неё хороший свет, благодаря которому чуть опустились скулы, с тех пор все старались снимать её с таким светом. А знаменитая актриса Грета Гарбо, всегда работала с одним и тем же оператором – Вильямом Дэниэлсом. Он, как никто другой, мог снимать портреты, кр. пл. Греты Гарбо, применяя смягчающие насадки, сеточки и специальную мягкую рисующую оптику. Кроме того, они очень хорошо отработали все повороты и освещение, необходимые для наилучшего портрета. Менялись режиссёры, фильмы, страны, но непременным условием в каждом контракте Греты Гарбо было присутствие оператора Дэниэлса. Она всегда после съёмки смотрела отснятый материал и однажды Гарбо сказала Дэниэлсу: «Что – то плохо стали получаться мои портреты. Вот в таком – то фильме (она назвала один из ранних фильмов Дэниэлса) ты снимал меня лучше. «Драгоценная моя, - ответил Дэниэлс, - но ведь я тогда был на 15 лет моложе!» Самое удивительное, что после этого Гарбо ни разу не вышла на съёмочную площадку и больше не снялась ни в одном фильме, хотя прожила еще 40 лет. Когда она умерла, никто даже не вспомнил Вильяма Дэниэлса. Во всем мире операторы знают, что для звезды в процессе работы наилучший ракурс, наилучший свет и все крупные планы снимаются именно так, независимо от того, каков был эффект освещения средний план или общий план. На крупном плане свет всегда один и тот же.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: