Тема: «Образное значение кадра»

Каждый кадр – это определенное количество аудиовизуальной информации. В нем диалектически сочетаются частное и общее, различные смысловые объемы и понятия, и его содержание может приобретать не только прямое, но и переносное значение. Это происходит, когда кадр с его собственными внутренними конфликтами вступает в новые качественные связи, вызывая зрителя цепь ассоциаций.

Ассоциация (лат. связываю) – это способность человека связывать непосредственные впечатления с представлениями, хранящимися у него в памяти или закрепленными в культурно – историческом опыте человеческого общества.

Ассоциативность – важнейший компонент художественного мышления, который может изменить привычный стереотип восприятия снятого материала. В отличие от словесного языка, образный кадр обладает не только предметно – понятийным значением, но и возможностями придавать изображению новый, более глубокий смысл. Если оператор нашел объект, который может превратиться в образ, то у зрителя происходит творческое переосмысления материала конкретный изобразительный знак – может условно выразить сущность факта, зафиксированного оператором.

Для того, чтобы кадр стал значительнее своего непосредственного содержания и был понят аудиторией, оператор и зритель должны включить механизм творческого воображения. Без воображения не может быть создано художественное произведение и не может быть воспринято зрителем. Продуктивная сила кадра заключается в том, что он позволяет по – новому скомбинировать зрительские впечатления, представить наблюдаемую ситуацию в новых, неожиданных связях и сочетаниях, выявляя скрытые свойства явлений и характеров.

Образное значение сначала складывается в воображении оператора, потом оформляется им в виде комбинации элементов кадра, который проецируется на экран и вызывает у зрителя те же оценки, что и у автора. Это есть проявление принципа: «информация нужна для управления». Конкретика, показана на экране, всегда требует выхода из прямого понимания жизненного факта и включения той цепи сопоставлений и ассоциаций, которые иногда переводят оценку изображения в область очень далекую от первоисточника. В таких случаях непосредственные впечатления, получаемые зрителем от кадра, переходят в умозаключения символического характера.

Придавая кадру изобразительную емкость, оператор, прежде всего, заботится о смысловом значении главного объекта, но иногда этого бывает недостаточно. Главный герой всегда находится в причинно – следственных связях с другими людьми и предметами, и только уловив эти связи, оператор сможет расширить конкретную информацию до образности.

Итак, художественный образ сначала возникает в воображении оператора, воплощается или в реальность в виде снятого кадра и потом воссоздается воображением зрителя при взгляде на экран. Но чтобы эта цепь замкнулась согласно намерениям автора, он должен найти убедительную форму своего замысла и не дать сознанию зрителя сместится в буквальном понимании материала. В одном случае главный смысл может быть завуалирован множеством возможных толкований, снижающих величие образа, то скажет об ошибке оператора, а в другом зритель сразу прочитает скрытый смысл. Изобразительный образ может быть чрезвычайно выразительным, даже если он организован сочетанием самых простых предметов. Но чтобы так получилось, авторы должны уловить внутреннюю связь заявленного объекта с событиями большого смыслового значения. Только в таких случаях предмет, отражая факт действительности, одновременно несет в себе то целостно – духовное содержание, которое делает его художественным образом. А у зрителя возникает цепь ассоциаций, позволяющих переосмыслить картину и увидеть в обычной ситуации новое, символическое значение.

Выразительность зрительского ряда, благодарная задача, стоящая перед оператором. Автором изображения он сможет считаться только тогда, когда снятый им кадр вызывает у зрителя такой же эмоциональный отклик, какой ощутил сам оператор при взгляде на реальный объект.

Неразвитость, бедность художественного воображения ограничит и оператора и зрителя. Первый не сможет убедительно выразить свои мысли и чувства, а второй не увит глубину творческого замысла. Только Мастер, обладающий профессиональной подготовкой и художественным воображением, сможет создать произведение высокой изобразительной культуры, способное доставить эстетическое удовольствие зрителю, который тоже должен быть подготовлен к такому диалогу. Образность, художественная емкость кадра – это главная задача оператора – документалиста, решая которую, он берет материал из потока жизни, истолковывая его, но, не навязывая ему свое толкование. Подлинное мастерство документалиста заключается в том, что из хаоса фактов, явлений и ситуаций он умеет выбрать те, которые наиболее правдиво и выразительно расскажут зрителю снятом объекте. И сделать это оператор – документалист должен без предварительной репетиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: