Цель и стратегия проекта

Отличают генеральную цель (миссию) проекта от целей первого и последующих уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов (рис. 2.5).

Миссия – это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия – это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.

Стратегия проекта – центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательные процедуры:

1) стратегический анализ;

2) разработку и выбор стратегии;

3) реализацию стратегии.

Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (так называемый SWOTанализ [4]).

К числу факторов внешней среды относят:

Ø технологические (уровень существующих, наличие новых технологий);

Ø ресурсообеспеченность (наличие, доступ);

Ø экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги);

Ø ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество);

Ø социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст);

Ø политические (внешняя, внутренняя, экономическая политика);

Ø экологические (уровень загрязнения, мероприятия по охране окружающей среды);

Ø конкуренты (количество, возможности).

Внутренняя среда включает:

Ø целевые рынки (нишу, в которой работает фирма, круг ее потребителей);

Ø маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга);

Ø сбыт (объем продаж, скидки);

Ø каналы распределения (как, через кого осуществляется продажа);

Ø производство (оборудование, технологии, площади);

Ø персонал (квалификацию, численность, мотивацию, корпоративную культуру);

Ø снабжение (поставщиков, условия и системы поставки);

Ø исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет);

Ø финансы (структуру капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние);

Ø номенклатуру продукции (степень диверсификации);

Ø стратегию, которая разрабатывается исходя из миссии, целей организации на основе результатов SWOT-анализа.

Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех организационных уровнях. Различают:

• корпоративную стратегию (общее направление развития, т.е. стратегию роста, сохранения или сокращения);

Рис. 2.5. Взаимосвязь миссий, целей, сценариев и стратегий развития проектного комплекса (ПК)

• деловую стратегию (стратегию конкуренции конкретного товара на конкретном рынке).

Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода [4]:

1) лидерство в издержках,

2) дифференциацию (уникальность по какому-либо направлению),

3) концентрацию на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта);

• функциональную стратегию (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).

Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:

Ø географическое месторасположение, в котором будет действовать проект;

Ø выбор корпоративной стратегии;

Ø выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели;

Ø установку основного соотношения «продукт – рынок» для разработки концепции маркетинга;

Ø функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции;

Ø выбор оптимальной группы клиентов;

Ø основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;

Ø использование средств для обеспечения усиления положения на рынке – либо объединение усилий с другими компаниями, либо исключительно собственные средства.

Реализация стратегии подразумевает в первую очередь необходимость определенных изменений в организационной структуре и организационной культуре, поэтому часто требуется создать специальные координационные механизмы в дополнение к имеющейся структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.

Существенный элемент стратегии – фактор так называемой организационной культуры, включающий (см. также гл. 19):

Ø видение (философию) организации;

Ø господствующие ценности;

Ø нормы и правила поведения;

Ø ожидания предстоящих изменений;

Ø процедуры и поведенческие ритуалы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: