Профессиональная ориентация – комплекс взаимосвязанных мероприятий экономического, социального, медицинского, психологического и педагогического характера, направленный на формирование профессионального призвания, пригодности и других факторов, влияющих на выбор вида деятельности. Основные формы профессиональной ориентации: профессиональное просвещение, профессиональная информация, профессиональная консультация.
Профессиональное просвещение – начальная форма подготовки будущей рабочей силы. Носит общегосударственный характер.
Профессиональная информация – система мер по ознакомлению учащихся, студентов и людей, ищущих работу с ситуацией на рынке труда, соотношением спроса и предложения рабочей силы, с перспективным развитием того или иного вида деятельности и другими вопросами, связанными с получением профессии и обеспечением занятости.
Профессиональная консультация – оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии или места работы.
|
|
Управления профессиональной ориентацией осуществляется через систему организации управления. Общее руководство и координация работы осуществляется Министерством труда и занятости РФ, а также Федеральным Агентством по образованию. На местах этим занимаются центры профессиональной ориентации и центры занятости. Проведение профессиональных ориентаций должно учитывать для успешной адаптации рабочих престижность, привлекательность профессий и специальностей в обществе. Престиж характеризует оценку вида деятельности в соответствии со шкалой ценностей общества. Привлекательность определяет желание приобретать профессию или специальность тем или иным работникам. При проведении профессиональной ориентации следует учитывать, что престиж и привлекательность могут быть связаны с работой не конкретного предприятия или организации.
Адаптация, как продолжение профессиональной ориентации представляет собой процесс взаимного приспособления человека и организации, основанный на постепенного вживании нового работника в новые профессионально-социальные условия. Адаптация проводится в двух направлениях:
1) первичная адаптация направлена на молодых людей, не имеющих опыта работы;
2) вторичная направлена на работников, меняющих профессию или вид деятельности.
Условия успешной адаптации:
1) качественный уровень проведения профессиональной ориентации;
2) объективно-деловая оценка на стадии отбора;
3) отработанность механизма управления адаптацией;
4) гибкость системы обучения.
Механизмы управления адаптацией:
1) выделение соответствующих подразделений в системе управления персоналом организации;
|
|
2) распределение специалистов, занимающихся адаптацией по подразделениям организации, сгруппированным по видам деятельности;
3) развитие наставничества с обязательным материальным стимулированием;
4) установление взаимосвязи между данным подразделением и остальной структурой организации;
5) разработка программ адаптации.
Программа адаптации должна содержать следующую информацию:
1) история развития организации;
2) структура организации и принятая субординация;
3) общие условия найма:
§ потребность в сверхурочных работах;
§ график работы;
§ динамика выплаты з/п;
§ практика предоставления отпусков;
§ практика применения дополнительных вознаграждений и материального стимулирования;
§ процедура увольнения.
4) общие правила поведения;
5) трудовые обязанности и ответственность.
Основными целями программы адаптации является:
1) снижение стартовых издержек рабочей силы и уровня текучести;
2) снижение испытания работниками чувств озабоченности и неопределённости;
3) экономия времени непосредственного руководителя;
4) развитие позитивного отн6ошения к работе, реализуемого в ожиданиях.