Формы, методы и средства обучения ИЯ. Классификация средств обучения

Методы обучения (деятельностный компонент).

Бабанский Ю.К. выделяет три группы методов обучения:

1. организация и осуществление учебно-познавательной деятельности;

2. стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности;

3. контроль и самоконтроль эффективности учебно-познавательной деятельности.

Метод обучения представляет собой сихронизированные во времени методы преподавания, то есть методические действия и поступки учителя как субъекта учебно-воспитательной деятельности и методы учения, т.е. учебные действия и поступки ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности.

Хотя метод обучения связывает, объединяет учителя и ученика, те не менее каждому преписывает различные функции.

Например, И.Л. Бим выделяет, с одной стороны, такие методы преподавания, как показ, объяснение, организация тренировки, организация применения учебного материала, а с другой – метод ознакомления с учебным материалом и методы его осмысления, тренировки и применения, а также сопутствующие им методы контроля и самоконтроля.

Так как обучение имеет ярко выраженный коммуникативный характер, то при обучении ИЯ предопределяют использование в процессе обучения ИЯ коммуникативного метода.

Выбор методов определяет учитель. Бабанский Ю.К. определяет следующие критерии выбора обучения: 1) закономерности и вытекающие из них принципы обучения; 2) цели обучения; 3) содержание учебного предмета; 4) учебные возможности учащихся и учебного коллектива 5) особенности внешних условий; 6) уровни профессиональной квалификации педагога.

Практикуемые методы обучения ИЯ.

Демонстрация, объяснения, упражнения. Каждый метод может быть представлен целым рядом вариантов. Так, демонстрация может найти выражение в показе функционирования устной или письменной речи, а также в использовании вербальных наглядных пособий (таблиц, картин и т.д.). Объяснение может осуществляться в различных формах как отношении рабочего языка (родного или иностранного), так и в отношении времени и места предъявления. Упражнение может иметь большой диапазон использования, что может быть направлено на сферу овладения языковым материалом и сферу формирования умений и навыков в разных видах речевой деятельности – при аудировании, говорении, чтении и письме.

Упражнение играет доминирующую роль. Отсутствие большого числа упражнений, недостаток должного учебного напряжения при выполнении непрерывно следующих друг

В методике обучения иностранному языку ИЯ под упражнением понимается специально организованная деятельность (Е.И. Пассов), учебные действия, направленные на формирование и совершенствование речевых умений и навыков и составляющие главную часть учебной работы на уроке (М.С. Ильин), процесс решения условно-коммуникативной или коммуникативной задачи (И.Л. Бим).

Классификация упражнений:

Языковые, речевые (речеподготовительные и собственно речевые), языковые аналитические, предречевые тренировочные, условно-речевые и подлинно-речевыея, условно-коммуникативные и коммуникативные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: