В философии принцип трактуется какпервоначало, наиболее общее положение, руководящая идея, основное правило поведения. В педагогике и дидактике под принципом подразумеваются такие нормы практического поведения, соблюдение которых позволяет педагогу достичь запланированных целей обучения и воспитания.
Ю.К. Бабанский выделяет следующие общедидактические принципы:
1. направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых;
2. научность обучения;
3. связи обучения с жизнью;
4. систематичности и последовательности в обучении;
5. доступности;
6. сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли преподавателя;
7. наглядности обучения;
8. сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач и содержания;
9. сочетания различных форм организации обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения;
10. создание необходимых условий для обучения;
11. прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития.
|
|
Общеметодические:
Методические принципы академика И.Л. Бим.
В системе обучения немецкому языку (80-х г.) в средней школе предусматривалось 5 исходных методических принципов:
1. коммуникативной направленности обучения;
2. взаимосвязанного обучения основным видам речевой деятельности;
3. дифференцированного подхода в их формированию;
4. структурно-функционального подхода к организации материала и использованию методов моделирования на разных уровнях языка и речи;
5. всемерного стимулирования речемыслительной активности учащихся.
Принцип коммуникативности – овладение учащимися ИЯ как средством общения, все приемы, связанные с введением, закреплением, контролем материала должны быть приближены к реальным ситуациям общения.
Принцип учета влияния родного языка – использование родного языка при изучении иностранного, особенно на младших этапах. Интерференция и перенос.
Принцип ведущей роли упражнения – объяснение материала завершается упражнениями.
Принцип дифференциации и интеграции обучения ИЯ – для каждого вида речевой деятельности характерен свой набор действий. Устная речь (ауд-е, говорение), письменная (чтение и письмо), говорение – монологическая и диалогическая речь, подготовленая-неподготовленная речь. Чтение – вслух и про себя, письмо – обучение графике и орфографии. Интеграция – аспекты языка изучаются не изолированно.
Частнометодические принципы: принцип обучения на основе моделей, принцип взаимодействия основных видов речевой деятельности (анализаторы, психол. процессы), принцип устного опережения, принцип аппроксимации (при условии беглости и фонематичности).