Министерство образования Российской Федерации
Донской государственный технический университет
Кафедра физического воспитания
Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования
Курс лекций
(по учебной дисциплине физическая культура)
г. Ростов-на-Дону
2004 г.
Первый год обучения (обязательная тематика)
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
1.1 Физическая культура и спорт как социальные феномены
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры
Физическая культура – часть общей культуры общества и совершенствования человека. Физическая культура включает: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, развития спорта и достижения в нем. В понятие физической культуры входят также общественная и личная гигиена, режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.
К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение.
К вторым можно отнести информацию, искусство, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и жизни.
Спорт – явление культурной жизни
Спорт представляет собой многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент культуры общества, является одним из средств и методов всестороннего гармоничного развития человека, укрепление здоровья, подготовки к труду и обороне, состоящие из упражнений и соревнований. Основная цель спорта – достижение высоких спортивных результатов и побед в спортивных соревнованиях. (Более подробно этот вопрос рассматривается в теме 7).
Компоненты физической культуры
Физическое воспитание – организованный процесс воздействия на человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы. С целью формирования у него физических качеств и приобретение им таких умений и навыков, которые отвечают требованиям данного общества и интересам личности.
Физическое развитие – под физическим развитием понимают процесс становления и изменения форм функций организма человека, которые совершенствуются под влиянием условий жизни, в частности управляемо. С помощью физических упражнений, а также видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха, можно изменять морфологические и функциональные свойства организма человека в процессе жизни. Процесс физического развития связан с процессом онтогенеза человека и подчиняется ступенчатому развитию, т.е. процесс становления и роста человека, наивысшего его развития, а также старение.
Здоровье человека является ведущим фактором и определяет не только гармоничное развитие человека, но и его профессиональную деятельность. Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются необходимые предпосылки для успешного овладения той или иной профессией (подробнее этот вопрос будет рассматриваться в теме 10,11).
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура
Она связана с использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний, восстановления функций организма человека. Ее разновидностью является лечебная физическая культура. При этом используются средства физической культуры (бег, ходьба и т.д.), в зависимости от характера заболеваний. Лечебную физическую культуру используют в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий».
Фоновые виды физической культуры
К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в режим повседневного быта (утренняя гимнастика, физические упражнения, прогулки). Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы, закаливание, гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания, гигиена тела, одежды, обуви, отказ от вредных привычек).
1.2 Физическая культура в структуре профессионального образования
Профессионально-прикладная направленность физического воспитания в высшей школе – включение в процесс физического воспитания студентов – помимо обеспечения условий формирования информационного, мотивационно-установочного и поведенческого компонентов физической культуры личности студента и тем самым его готовности к самоопределению в ведении здорового образа жизни – арсенала средств и методов физической культуры, позволяющих подготовить студента физически и психологически к особенностям будущей профессиональной деятельности.