Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизических функций. Студентов различают с устойчивой степенью изменения работы. Студенты, отнесенные к «утреннему» типу, так называемые жаворонки. Наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность снижается. Это тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения студентов. Студенты «вечернего» типа – «совы» - наиболее работоспособны с 18-24 ч. Наблюдения показали, что у студентов, которые относятся к группе, в 1.5 раза чаще возникает гипертония, чем в группе вечерних. Это объясняется большим выбросом в кровь гормона адреналина, норадреналина, которые поднимают артериальное давление. Есть еще третья группа студентов – аритмики, они занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», но все же они ближе к жаворонкам.
4.5 Общие закономерности изменения работоспособности студентов
|
|
в процессе обучения
Учебный день студента, как правило, не начинается с высокой продуктивности труда. Различают несколько периодов включения в работу:
· Период врабатывания длится 10-15 минут, направлен на выработку рабочей установки.
· Период устойчивости работоспособности длится 1.5-3 ч., организм воспринимает адекватную нагрузку.
· Период неустойчивой компенсации, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия.
· Период прогрессивного снижения работоспособности. Продуктивность работы резко снижена.
Между тем, учебный день не ограничивается лишь аудиторными занятиями, а включает также самоподготовку. Основной фактор второго подъема работоспособности – это психологический.
Динамику учебной недели можно отразить следующим образом:
Процесс врабатывания – понедельник, период устойчивой работы (вторник, среда, четверг). К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс снижения.
Работоспособность по семестрам учебного года можно представить следующим образом:
· Период врабатывания 3-3.5 недель.
· Устойчивый период 2.5 мес.
В период сессии работоспособность снижается, поскольку ежедневная нагрузка увеличивается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается, если отдых насыщен двигательной активностью наблюдается сверхвосстановление.
Во втором семестре период врабатывания не превышает 1.5 недель, далее наблюдается устойчивое состояние до апреля месяца. В мае наблюдается снижение, фактором является комплекс негативных факторов, накопленных за год. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления происходит медленнее.