Сущность и исторические формы позитивистской фил(классич позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм). Постпозитивизм

6-10

6. Жизнь и фил Сократа. Софисты.

Сократ. гАфины. Скульптор. Вводит проблемы нрав-ти, воспитания. Фил- учение о том как следует жить. Главн задача познать самого себя. Для того, чтобы жить необх знания, но знать чел может только то что в его власти(душа). Невысоко оценивал познават значение органов ч-в. Обрашал основное внимание на познание сути добродетели(сдержанность, мужество и справедл). Мораль=знание. Истинное знание – познание души. Не оставил работ.

Школа Киников. Антисфен. Отрицал реальность общего. Сущ только единичн вещи. Понятие – слово, которое обьясняет вещь. Челу доступен только мир единичн вещей. Постичь общее невозм. Но чел может познать гуаго(спокойствие, отречение от земного, аскетизм).

Киренская школа. Аристипп. Орудие познания – ощущение. С их пом чел постигает не св-ва вещей, а своё состояние. Цель жизни – наслаждение настоящим. Отказ от удовольствий грозящим страданиям.

Микарская школа. Предмет знания – общее, достигаемое при помощи понятий. Это общее неизменно и совпадает с единым благом. Чувственный мир, движение, изменение невозможны.

Элитоэретрийская школа. Фитон. Благо=доблесть. + микарская школа.

Софисты.Протагор. Создали науку о слове. Софистов подразделяют на старших(Горгий и Протагор) и младших(Алкидам). Отстаивал сенсуализм. Чел есть мера всех вещей. Все люди равны от природы. Против софистов выступал Сократ.

7. Философия Платона. Учение Демокрита.

Платон ученик Сократа. Всё имеет свою идею. Идеи первичны, вечны, = бытию, не возникают и не уничтожаются. Материя ничего не порождает, она лишь воспринимает излучение от идей. Идет пребывают в вечности. Мир вещей изменяется. Самая высшая идея – блага=бога(красота, истина, соразмерность). Источник истины – воспоминание бессмерт души о мире идей до вселения в тело чела. Сущ 2 мира: мир идей и мир вещей. В основе идеального гос-ва – разделение труда.

Демокрит. Атомизм. Атомы и пустота. Возможно движение. Атомы: форма, порядок, положение +величина и тяжесть. Душа состоит из атомов. Чел умирает т.к. умирает его душа. Мир познаваем. Исходное познание – ощущение. Прогресс об-ва – разделение труда. В познании придавал большое значение чувствам, но понять сущность предмета можно лишь путём рационального познания. В основе воспитания лежит сп-ть к стыду.

8. Философская система Аристотеля.

Ядро фил – онтология. Мир имеет 2 начала: веществ и матер. Материя пассивна, форма – активна. Формирует систему категорий философии(10: сущность, кол-во, кач-во, отн-ия, место, время, положения, обладания, действование, страдание). Ощущение – отражение внешн мира, первичн ист нашего знания. В основе вещей лежат 4 элемента: огонь, воздух, земля и вода. Действительное бытие представляет единство материи и формы.. Выделяет 6 видов движения: возникн и гибель, увелич и уменш, перемена, изменение места. Душа присуща всем обьектам живой природы. 3 уровня души: вегетативный(растения), чувственный(животные), разумный(чел). Чел – общественное сущ-во. Различал 3 хорошие(монархия, аристократия, полития) и 3 дурные(тирания, олигархия, демократия) формы гос-ва. Во всём должна быть умеренность.

9. Раннехрист фил. Проблема отнош веры и разума в апологетике, патристике, схоластике. Идеи Августина Блаженного.

Главные темы: Бог, чел, мир, отношения между ними. Условия: 1) падение общей образ-ти, 2) уст натур хоз-ва, 3) формир системы вассальной зав-ти, 4) диктатура церкви. Очагами сохранения науки и ис-ва ст-ся монастыри.

Отнош знания и веры: 1) знание и вера – антиподы(вера не нуждается в знании). 2) знание и вера могут сосущ т.к. имеют разные источники. Знание опир на разум, вера на откровение. 3) Знание и вера должны обьед-ся и обосн богословские концепции: а) «верую чтобы понимать» А.Б., б) «понимаю чтобы верить.» в) «нет веры, без знания и знания без веры.»

В период борьбы христ с политеизмом возникают сочинения апологетов – защитников христ. Эти соч носят пропаганд дискус хар-р, очерчивают круг проблем, к-е становятся главн в средневек Стремились док-ть, что христ выдвигает?? кот ставила антич фил, но даёт на них более соверш ответ.

Системное решение этих проблем берёт на себя патристика - соч, в кот решаются проблемы(1. Бога и док-ва его бытия, 2. бытия чела и целях его бытия, 3. соотнош веры и разума, 4. проблема универсалей).

Схоластика- наука и фил религиозно оформленная, кот преподаётся развивается в сист религ образа. 9-15в.

Августин Блаженный. - 1й отец церкви, кот занимался фил??. Бог есть высшее бытие, в Боге нах-ся вечн неизм идеи, кот обуславливают мировой порядок. Бог творит мир по своей доброй воле. Мир разнообр. Лестница сущ-в. Особое место заним чел(наделён душой и телесн прир). Душа нематер, бессмерт и свободна(атриб Бога). Церковь – посредник м/у небом и грешным земным миром. Она есть отражение небесного мира, но т.к. она сущ на земле, где зло и насилие, она не свободна от земных грехов.

10. Схоластика, её метод и проблематика. Споры об универсалиях(реализм, номинализм, концептуализм). Фома Аквинский и его идеи.

Схоластика- наука и фил религиозно оформленная, кот преподаётся развивается в сист религ образа. 9-15в. Стремилась рац обосновать и системат христ вероучение. Для этого широко исп идеи античной фил-и. В развитии выделяют 3 подпериода: а) ранняя 9-12в, б) расцвет 13в, в) закат 14-15в. Проблематика: соотнош знания и веры, сущности и существования, природа универсалей. Споры об универсалиях: реализм(универсалии сущ реально), номинализм(реально сущ един вещи,

10-14

общее- в сознании чела- имена вещей), концептуализм(общее сущ после един вещей как умственное обобщение признаков).

Фома Аквинский. Фил и религия отлич по методу достиж истины. Но в итоге истина принципиалньно одинаковая(источник Бог). Бог – перво- двигатель, -причина, -необходимость, -руководитель, абсолютное совершенство. Индивидуальность чела – единство души и тела. Душа нематериальна и бессмертна. Душа разная. Единство души тела. Чел общ-ое существо.

Дал классификацию законов: 1.вечные – обеспеч миропорядок, 2. естествен, 3. человеческие, 4. божественные- смысл жизни. Познание начинается с чувственного опыта.

11. Фил эпохи Возр: специфика и круг проблем. Гуманизм и проблема человеч индивидуальности. Натурфилософия и пантеизм.

Специфика: 1. Антропоцентризм(чел – центр и высшая цель мироздания), 2. Гуманизм(учение, признающее самоценность личности в мире. Право чела на свободное развитие и проявление своей способн). 3. Пантеизм(учение обожествляющее мир). 4.Чел –творческая личность.

Круг проблем: Эстетический аспект.

Период В характ: преодоление натур способа ведения хоз-ва, расширение культ и эк связей м/у регионами Европы, развивается книгопечатание, ВГО.

1) ломалась дух диктатура церкви, 2) церковь уходит на второй план(светская жизнь). 3) Внутри христ формир реформ движения оппозиционные Ватикану. 4) Формир интеллигенция(слой не связан с церковью). 5). Гуманизм – светская нецерковная образованность. 6) Об-во обращается к античности. Фил преобр антисхоластический хар-р. Теория двойственной истины(религии и науки). Появ-ся натурфилософия и пантеизм(Бог растворён в природе).

Николай Кузанский, Джордано Бруно. Противоположности совпадают в Боге. Мир познаваем. Три ступени познания: ощущение, рассудок и разум.

Макиавелли. Цель оправдывает средства. В основе д-ти чела лежат его эгоистич и материальн интересы. Нужно отделить церковь от гос-ва. При этом мораль выводится из политики.

Леонардо да Винчи. Считал что наука должна приносить пользу для чела. Доказывает что ис-вом познаётся мир. Для этого используется образ.

Галилео Галилей. Атомизм. Вселенная бесконечна. Чел имеет двоякую природу(смертен и бессмертен).

12. Фил Нового времени: основн формы, направления, проблемы. Дилемма эмпиризма и рационализма и её развитие в фил Нового времени

Новое время к16-к18 веков. Бурж выд-ся из 3 сословия и стан господств классом. Период бурж рев. Религия оконч теряет господств полож, но сохр в обыденном сознании. Учеличение власти закл в получении новых знаний.

Особенности фил Н.Вр.: 1) тесная связь с естествознанием. 2) возникает противостояние материализма(созерцательность и механицизм) и идеализма. 3) Знание – сила. Фил и наука должны обеспечить господст чела на земле. 4) На передний план выходит гносеология: процесс познания и оптимальн пути нахожд истины. В обьяснении процесса познания возникло противопост. м/у рационализмом и эмпиризмом.

Рационализм(Декарт, Спиноза). - Фил направл абсолютизирующее возможности разума и недооценив возможность чувств познания мира.

Эмпиризм(Бэкон,Гоббс,Локк). -фил направл абсолютизир возможности чувственного опытного знания и недооценивающее возможности теоретического познания.

13. Френсис Бэкон. Рене Декарт и его фил взгляды.

Бэкон. Эмпиризм(чувственный опыт). Высшая задача познания- завоевание природы и усоверш чел жизни. «Знание – сила.» Оптимальный метод познания – индукция(от частного к общему). Выделяет 4 идола: Идолы рода(мышление по аналогии). Идолы пещеры(Следствие материальн интересов. Судят по тому что видно из пещеры). Идолы площади(Заблуждение в рез-те общения при помощи слов.) Идолы театра(заблужд возникающ вследств авиторитетов). Систематизатор идей Бэкона Томас Гоббс. Мышление неотделимо от материи. Естеств сост чела война против всех(Гоббс). Естеств сост чела – безмятежность гармония(Локк).

Декарт. Рационализм(разум). Цель познания – усоверш чел природы. Два первоначала: дух и матер субстанция. В кач-ве истинной субстанции – Бог. Единственным источником истинных

знаний яв-ся разум. «Мыслю – следовательно существ». В основу истнного метода положил истину и дедукцию(от общего к частному).

14. Особенности немецкой классической фил. Фил Иммануила Канта.

Нем класс фил к18-1п19в.

Особенности нем класс фил. 1) обращение к диалект традиции. 2) Фил в центре культуры. 3) Обращение к истории как к объекту фил анализа. 4) Обращение к проблемам права и гражданского об-ва. Понятия: прогресс, свобода, труд. 5) Антропологичность(в центре фил активный субъект познания- чел)

Кант. Выделяют докритический и критический период. Докритический период: естественнонаучн направл и материализм. Гипотеза о происхождении солн сист из газопылевой туманности. Идея о замедлении вращения Земли вследствие притяжения Луны. Идея естественного происх человеч рас. Критический: в познании принимают участи чувство и разум.

14-17

Всякое познание начинается с чувственного ощущения, восприятия, переходит к рассудку и завершается разумом. Разум – генератор идей: 1)Психологическая идея или идея о душе. 2)Космологическая или идея о мире как единстве. 3) Теологическая идея или идея о Боге как безусловной причине всего сущего. Кант различал «мир вещей в себе» и «мир явлений». «Вещи в себе не познаваемы».На уровне рассудка априорным знанием яв-ся категория: кол-во, кач-во, отнош, модальность. Поступай так, чтобы правило твоего поведение могло бы стать правилом поведения для всех. Разграничивает нравственную и физическую сторону поступка.

15. Обьективный идеализм Гегеля. Диалектический метод Гегеля. Антропологическая философия Людвига Фейербаха.

Гегель. Исходное понятие – абсолютная идея – чистая мысль, абстракция содержащая в себе в неразвёрнутом виде все знания о мире. Мировое развитие – развитие духа, абсолютной идеи. 3 этапа развития: 1) логика. 2) фил природы. 3) фил духа: а) субъективный дух – знание субъекта не выходящее за границу индивидуального опыта, б) объективный дух – чел-й родовой разум. Получивший выражение в организации общ-й жизни, в) абсолютный дух – дух свободы, стремящийся познать себя. Диалектика – фил учение о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления.

Фейербах. По началу последователь Гегеля. Становится на принцип материализма. Вместо абстрактной идеи надо брать чела. Материальное сводится к физическому. Чел – исходная точка и конечная цель фил. Практическая д-ть сводится к матер-физиолог д-ти. Чел в об-ве взаимосвязан с др людьми. У Фейербаха всё сводится к половой активности.

16. Становление иррационалистической традиции в неклассической фил: Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше.

Иррационализм- фил учение, настаивающее на ограниченной познавательной способности разума, мышления и предлагающее основным видом познания интуицию, чувства, инстинкт.

Кьеркегор. Мышление никогда не может постигнуть дейс-ть. Мышление абстрактно, существование конкретно. Фил должна изучать внутренний духовный мир личности. 3 стадии развития личности: 1) эстетическая, 2) этическая, 3) религиозная.

Шопенгауэр. Различал вещь в себе и явление. Вещь в себе познаваемая и яв-ся волей. Воля – первооснова и первопричина мира. С появление человека мир становится объектом познания людей. Волевое начало мира толкает на борьбу. Сущность личности образует «воля». Борьба всех против всех. Совершенное познание интуитивно. Наука обращается к интеллекту, кот подчинён воле, а истинное знание не доступно науке. Истинное знание доступно только науке.

Счастье сводится к освобождению от страданий. Чел располагает 3 благами: здоровье, молодость, свобода.

Ницше. Философия жизни. Основа жизни – это воля к власти – основа и движущая сила мирового процесса. Воля к власти это инстинктивное иррациональное начало человека. Жизнь – борьба всех против всех. Побеждает сильнейший. Мир непознаваем. Интеллект д.б. подчинён воле и работать как орудие власти. Аппарат познания чела не предназначено для познания а для овладения вещами в целях биологического выживания и укрепления воли к власти. Все научные понятия – иллюзии, ложь. Существует природное неравенство людей: раса господ, раса рабов. Отвергал принцип демократии и исторического процесса, не приемлет христ религию и традиц мораль, т.к. традиц мораль размягчает и расслабляет волю к власти. Отрицает ценности: совесть, доброта, сострадание. Проповедует образ сверхчеловека.

17. Исторические условия возникновения марксизма. Диалектический материализм. Его сущность, место и роль в марксистской фил. Теория общественного развития марксистской фил.

Условия возникн: 1)Становление буржуазии и пролетар, 2) обострение противоречий м/у классами, появл соц, 3) безработица, 4) открытия, фиксир историчность природы(клеточное строение, ЗСЭ, биолог эволюция),5) прообраз профсоюзов(черкизм).

Диалект материализм: Материя первична, сознание вторично. Атрибуты материи: бескон, вечн, неуничтожимость, движение, структ многообразие, сущ в пр-ве и времени. Движение имеет абсолютный характер. Формы сущ материи: простр и время. Сознание – отражение объект реальности, имеет соц прир. Идеальное – продукт сознания. Материя познаваема, на каждом ист этапе её познаваемость ограничена. Основа познания – практ д-ть. 2 этапа познания: чувств и рацион. Истина – соответствие знания явлениям и отношениям объективного мира. Развитие универсально. Источник развития – противоречие. Принципы диалектики: 1) развития, 2) материальн единства мира, 3) всеобщей связи и взаимозав-ти, 4) ед-ва истор и логич-ого, 5) восхождения от абстр к конктретному, 6) всесторонность и объективн исследования. Маркс фил применяет з-ны и принц диалектики на материалист основе.

Теория обществ развития. Движущая сила развития об-ва – взаимод-ие производительный сил(люди+средства пр-ва) и производств отн-й(отнош собств-ти). Об-во – система обществ отношений. Обществ отнош – д-ть чела. Д-ть – сод-ие процесса. Отношение – форма, в кот протекает процесс. Д-ть и отношения делятся на матер(эк отн-ия) и идеолог(полит, правовые, нравств, религ, эстетич). Общ-экон формации(по способу произв-ва):1) первобытнообщинн, 2) рабовладельч, 3) феод, 4) кап, 5) коммун(1й этап социализм).

18-22

Сущность и исторические формы позитивистской фил(классич позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм). Постпозитивизм.

Позитивизм. 19в Основатель Огюст Конт. Наука должна отвечать на вопрос: «как?». Принципы: описательный и экономии(описание д.б. предельно простым). Проблематика: фил анализ, научн знания, наука и фил. Характерны: 1) всё подлинное знание, р-т отдельных спец. наук. 2) Стремление свести научн знания к чув восприятию.

Классичекий позитивизм. 1830-40гг Конт, Спенсер. Фил должна обобщить и систематиз научные знания, формир наиболее общие законы.

Эмпириокритицизм. к19-н20в. Истины нет. Фил – теория познания. Наука=описанию.

Неопозитивизм(1. логич позитивизм 2. фил анализа). 1920е. Фил должна изгнать из науки рассуждения, построить идеальные логические модели рассуждения. Принципы: 1) верификация, 2) фальсификация. Главн задача в анализе предметного языка. Из языка устранить филос моменты.

Постпозитивизм. 1950г. Снижение интереса, проблема формальной логики. Интересует не научн знание, а его развитие. Поппер: выдвинуть множ-во гипотез, опровергать их пока не останется 1 – ст-ся рабочей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: