Содержание политики «военного коммунизма»

Неотъемлемой частью Гражданской войны, разгоревшейся в России после завоевания власти большевиками, стала политика «военного коммунизма», продолжавшаяся с 1918 по 1921 гг.

Термин «военный коммунизм» впервые употребил российский экономист и социолог А.А. Богданов (Малиновский). Изучая общества периода первой мировой войны, ученый пришел к выводу, что война изменила Западную Европу. Роль армии в жизни обществ существенно возросла. Государство стало похоже на военный штаб, раздающий приказания, а значительная часть населения, призванная в армию, перестала участвовать в производстве и стала жить на содержании государства. В экономике произошло усиление роли правительства, которое стало контролировать цены, отменило свободную торговлю и заменило ее централизованным обменом между отраслями экономики, ввело продовольственные карточки для населения и трудовую повинность. Сложившийся тип общества А.А. Богданов назвал «государственным капитализмом», а его симбиоз с властью большевиков – «военным коммунизмом».

Взгляды А.А. Богданова оказали влияние на В.И. Ленина. Лидер большевиков называл ограничение государством рыночной экономики, «военно-государственным монополистическим капитализмом» или «военной каторгой для рабочих». Главным недостатком такого строя, по мнению В.И. Ленина, являлось сосредоточение власти в руках дворянства и буржуазии. Однако стоит только заменить власть помещиков и капиталистов диктатурой пролетариата как произойдет переход от государственно-монополистического капитализма к социализму.

Уже вскоре после прихода к власти большевиков, в декабре 1917 г., В.И. Ленин предлагал провести всеобщую национализацию производства, ввести трудовую повинность и приписать все население к потребительским обществам. Но непосредственной причиной введения «военного коммунизма» послужила разгоревшаяся в России Гражданская война.

Необходимость мобилизовать все материальные и людские ресурсы для победы над белогвардейцами заставила большевиков проводить «военнокоммунистические» преобразования. Другим, не менее важным обстоятельством, способствовавшим проведению политики «военного коммунизма» стали упрощенные марксистские воззрения большевиков о социалистическом обществе, в котором отпадет надобность в торгово-денежных операциях. Многие члены РСДРП(б) искренне полагали, что за короткий промежуток времени в России можно построить социалистическое общество.

Какая из этих причин являлась главной выяснить довольно сложно. Дискуссия между исследователями продолжается и по сей день.

Как бы то ни было, для понимания сути политики «военного коммунизма» необходимо рассмотреть преобразования большевиков, проведенные ими в различных отраслях экономики, а также проанализировать изменение в области трудовых отношений.

Главной составляющей политики «военного коммунизма» в сельском хозяйстве стало осуществление т.н. «продовольственной диктатуры» – системы чрезвычайных мероприятий по снабжению продовольствием бойцов Красной Армии, рабочих и представителей беднейшего крестьянства.

Советский плакат

Начавшаяся Гражданская война, остро поставила перед большевиками вопрос о сборе зерна у крестьян для нужд города и армии. Из-за высокой инфляции крестьяне неохотно продавали хлеб государству, требуя в обмен на зерно ткани и другие товары первой необходимости. Но в условиях, когда большинство этих товаров потребляла армия, властям не оставалось ничего иного, кроме конфискации хлеба.

В принятом в Декрет о мае 1918 г. декрете о предоставлении Наркомату Продовольствия чрезвычайных полномочий объявлялось, что «ни один пуд хлеба не должен оставаться на руках держателей, за исключением количества, необходимого для обсеменения их полей и на продовольствие их семей до нового урожая». Была определена и «норма душевого потребления» на одну крестьянскую душу в год: 12 пудов зерна, 1 пуд крупы и т.д.

Инструментами «войны за хлеб» стали созданные распоряжениями ВЦИК и СНК в мае-июне 1918 г. вооруженные рабочие отряды (продотряды) и деревенские комитеты бедноты (Комбеды).

Функция первых заключалась в том, чтобы «добыть хлеб по твердым ценам или за счет изъятия у кулаков». При этом половина зерна, добытого таким образом, предназначалась организациям, которые посылали отряды, а другая половина подлежала передаче Наркомпроду для общего распределения. «Мы на эти отряды смотрим не только как на военную силу, – заявлял с трибуны V Всероссийском съезде Советов Народный комиссар продовольствия А.Д. Цюрупа, – Мы видим в этих отрядах людей, которые идут в деревню хотя и вооруженными, но и в то же время это те агитаторы, которые будут пропагандировать в деревне, которые понесут в деревню наши идеи».

Очевидно, успех такой «агитации» был невысок – крестьяне прятали зерно от властей, – поэтому для помощи продотрядам в выявлении лиц, утаивающих хлеб от сдачи, декретом ВЦИК от 11 июня 1918 г. создавались губернские и уездные Комбеды.

Однако Комбеды зачастую конфликтовали с местными Советами, остававшимися к тому времени по своему составу преимущественно беспартийными. В деревне началась борьба за власть. Комитеты бедноты потребовали распустить Советы и передать комбедам всю политическую власть на местах. Однако ВЦИК принял прямо противоположное решение. Согласно декрету 2 декабря 1918 г., объявлялись перевыборы в сельские Советы, после которых Советы должны были остаться «единственными органами власти», а комбеды должны быть распущены.

Эффект от деятельности комбедов и продотрядов был невысок. Советской власти не удалось собрать необходимого количества продовольствия в деревне.

Новые реалии заставили советских руководителей скорректировать свою политику. В январе 1919 г. в действие была введена продразверстка – план, в соответствии с которым крестьяне были обязаны сдавать государству излишки сельхозпродукции.

Все необходимое количество хлеба и зернового фуража, необходимого для удовлетворения государственных потребностей, распределялось («разверстывалось») по губерниям. Губернии должны были провести «разверстку» среди уездов, уезды – среди волостей, а волости делили свои квоты между деревнями и отдельными крестьянами. Преимущество этой системы заключалось в том, что центральные власти освобождались от обременительной задачи сбора налога; кроме того, она восстановила принцип коллективной ответственности, на котором основывалось сельское налогообложение царского правительства.

Еще одной попыткой поправить тяжелую продовольственную ситуацию стали мероприятия советской власти по развитию крупных коллективных земледельческих хозяйств. В период «военного коммунизма» существовало три типа таких хозяйств: 1) советские хозяйства (совхозы), которые формировались на основе бывших имений, где выращивавших специальные культуры, для которых требовались техническая подготовка и специальная организация (такие, как сахарная свекла или лен); 2) сельскохозяйственные коммуны, в которых крестьяне объединялись для обработки нераспределенной земли, совместно трудясь и деля поровну доходы; 3) сельскохозяйственные артели, в которых элемент коллективизма сводился к процессам производства и торговли.

Но место, занимаемое коллективными хозяйствами, было вовсе не таким, на которое рассчитывали большевики. В европейской части России, исключая Украину, насчитывалось в 1918 г. всего 3100 совхозов, а в 1920 г. – 4400. Большинство советских хозяйств того периода были совсем маломощными и «влачили жалкое существование». В середине 1919 г. насчитывалось 2100 сельскохозяйственных коммун, но впоследствии их число снизилось по мере того как улетучивался энтузиазм, на волне которого родилась эта форма общественного хозяйствования. Число сельскохозяйственных артелей, напротив, увеличилось с 1900 в 1919 г. до 3800 в 1920 г., а со временем возрастало еще большими темпами. Но эта форма сельскохозяйственной кооперации не предусматривала коллективной обработки земли.

Эти цифры ясно показывают, сколь незначительна была поддержка крестьянами крупных производственных единиц в сельском хозяйстве, и свидетельствуют о полном крахе большевистской политики. Крестьянин видел в крупном хозяйстве возрождение поместья и не хотел быть батраком.

Незначительная роль крупных коллективных хозяйств и малоэффективность комбедов заставила советскую власть обратить свое внимание на «середняка» – крестьянина, который мог прокормить себя и свою семью, но не имел излишков на продажу и не использовал в своем хозяйстве наемный труд. В.И. Ленин говорил о необходимости «соглашения» и «союза» со средним крестьянством. В тоже время вождь большевиков отмечал, что «средний крестьянин производит продовольствия больше, чем ему нужно, и таким образом, имея хлебные излишки, он становится эксплуататором голодного рабочего… Крестьяне далеко не все понимают что свободная торговля хлебом есть государственное преступление».

Запрет на торговлю и конфискация у крестьян произвольно установленных излишков сельскохозяйственной продукции вызывала реакцию двух видов: краткосрочную, заключавшуюся в сокрытии запасов, и долгосрочную – в отказе засевать больше земли, чем было необходимо для пропитания своей семьи. К осенью 1920 г., когда гражданская война завершилась, стало совершенно ясно, что принудительные меры по изъятию хлебных запасов стали угрожать всей экономике.

Советский плакат

Период «военного коммунизма» в промышленности начался с декрета от 28 июня 1918 г. о национализации всех крупнейших промышленных предприятий. В результате к концу 1918 г. национализация была завершена за исключением довольно небольших промышленных предприятий. Полнее всего национализация была проведена на транспорте, в машиностроении, электротехнической, химической, текстильной и бумажной отраслях промышленности.

Вскоре внимание власти было переключено на мелкую кустарную промышленность в деревне, разбросанную и неорганизованную. Такие предприятия играли огромную роль в российском хозяйстве, удовлетворяя простые потребности крестьянина в орудиях труда, утвари, одежде и примитивной мебели. В конце ноября 1920 г. декретом, подлежали национализации все предприятия с механической тягой, на которых работало более пяти человек, и немеханизированные предприятия с числом рабочих более десяти человек.

Национализированные промышленные предприятия должны были управляться на социалистических началах. Это в первую очередь обозначало принудительное «трестирование» промышленности, которое В.И. Ленин с осени 1917 г. провозгласил последней стадией в капиталистической организации, а следовательно, и необходимым условием «военнокоммунистической» организации социализма.

Каждая отрасль промышленности должна быть объединена в отдельный «трест» под своим главком или центром, подотчетными ВСНХ, выступавшего в качестве высшего политического арбитра. К концу 1919г. было организовано около 90 таких «государственных трестов».

Управление новым промышленным королевством ВСНХ осуществлял с помощью системы центральных органов – отраслевых главных управлений (главков) и центральных комитетов (центров). Так обязанностью Главного нефтяного комитета (Главнефть) было «организовать и вести нефтяное дело за счет государства», а также «контролировать и регулировать частные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия». Главному табачному комитету (Главтабак) было предписано организовать «плановую доставку сырьевых материалов» и «плановое распределение продукции». Национальткань создавался для управления всеми государственными текстильными предприятиями, находящимися в ведении Центротекстиля и т.п.

«Разруху, – говорил Ленин в январе 1919 г., – можно уничтожить только централизацией». Однако централизация промышленности не могла справиться с промышленным кризисом, ясно проявившемся в России уже в 1919 г.

Одной из его главных причин стало сокращение имевшихся в стране запасов сырья и материалов. Туркестан, единственный источник снабжения хлопком-сырцом, был полностью отрезан от России вплоть до осени 1919 г.; торговля льном с прибалтийскими странами не возобновлялась вплоть до 1920 г. Однако наибольший недостаток экономика испытывала в топливе. Согласно подсчетам, произведенным в мае 1919 г., промышленность получала лишь 10 % нормального уровня поставок топлива. Снабжение нефтью с бакинских и кавказских промыслов было полностью прекращено с лета 1918 г. до конца 1919 г. Лишь в 1920 г. российской промышленности вновь стали доступны крупнейшие угольные и железорудные бассейны Украины.

Другим важным фактором, вызвавшим промышленный кризис, были проблемы на железнодорожном транспорте. Так из 70 тыс. верст железных дорог в европейской части России только 15 тыс. оставались неразрушенными в результате мировой и гражданской войн; более 60% из общего числа 16 тыс. локомотивов были выведены из строя. В результате создавалась такая ситуация, когда нуждающиеся друг в друге промышленные районы страны были отрезаны друг от друга.

Третьей важной причиной промышленного кризиса было резкое сокращение численности рабочих. Кризис в городах или на фабриках породил массовое бегство пролетариата из города и возврат к крестьянскому труду. На всей территории, находившейся в 1919 г. под властью Советов, число рабочих на промышленных предприятиях в целом сократилось до 76% к уровню 1917 г., а в строительстве и на железных дорогах – до 66 и 63% соответственно.

Осенью 1920 г. население 40 губернских центров сократилось по сравнению с 1917 г. на 33%, составив 4300 тыс. против 6400 тыс. человек, а численность населения других 50 крупных городов снизилась на 16%, или с 1517 тыс. до 1271 тыс. человек. Чем больше был город, тем больше потери: Петроград за три года потерял 57,5% своего населения, а Москва - 44,5%.

Как ни парадоксально это прозвучит, но установление «диктатуры пролетариата» сопровождалось заметным сокращением численности и веса пролетариата в экономике страны.

Национализация всех ведущих отраслей промышленности в корне изменила трудовые отношения. Основным нанимателем стало государство, а труд был объявлен формой служения этому государству.

В кодексе Законов о труде 1918 г. предусматривалась всеобщая трудовая обязанность, превратившаяся вскоре в трудовую повинность.

В связи с топливным кризисом был издан декрет, предусматривавший трудовую повинность «для снабжения, погрузки и разгрузки всех видов топлива», равно как и так называемую «гужевую повинность», выполняемую крестьянами по требованию местных властей, то есть обязательное предоставление лошадей, телег или саней для перевозки дров, продовольствия или военных припасов к станциям или пристаням.

Произошла милитаризации труда. Положение рабочих и служащих уравнивалось с положением военнослужащих, обязанных подчиняться жесткой дисциплине. Рабочий, покинувший свою работу, обвинялся в «трудовом дезертирстве» и подвергался суровому наказанию, вплоть до заключения в концентрационный лагерь.

Милитаризация труда проявлялась и в трудовом использовании армии. 15 января 1920 г. вышел декрет, по которому 3-я армия на Урале преобразовывалась в «первую революционную трудовую армию», располагавшую военной властью над местными гражданскими органами власти. В марте 1920 г. трудовые армии возникали повсюду в виде отрядов Красной Армии, используемых на тяжелой работе любого вида, включая лесозаготовки и горнодобывающую промышленность.

К концепции милитаризации труда примыкает принцип постепенной замены денежной платы натуральной. «При системе пролетарской диктатуры «рабочий» получает общественно-трудовой паек, а не заработную плату». Государство вместо того, чтобы покупать рабочую силу пролетария, содержит его так же, как оно содержит военнослужащих на период их пребывания в армии.

Еще одним источником рабочей силы, имевшем поначалу символическое значение были образованные в апреле 1919 г. исправительно-трудовые лагеря для нарушителей, приговоренных ЧК, революционными трибуналами или обычными народными судами. Заключенные направлялись на работу «по запросам советских учреждений» и работали 8 часов в день. Позднее была внедрена более жесткая форма наказания в виде «концентрационных лагерей» для лиц, виновных в контрреволюционной деятельности в гражданской войне. Вскоре эти лагеря стали использоваться для противников режима вообще.

Вместе с тем, наряду с методами «экономического кнута» советская власть пыталась найти трудовой стимул, наиболее совместимый с духом социализма. Таким стимулом был объявлен революционный энтузиазм, который, как считали большевики, должен был охватывать рабочих на фабриках.

В мае 1919г. состоялся первый коммунистический субботник, во время которого несколько сот рабочих-железнодорожников добровольно отработали дополнительно после окончания рабочего дня в субботу еще шесть часов, с тем, чтобы ускорить отправку войск и боеприпасов на фронт. Эта практика получила широкое распространение и приветствовалась В.И. Лениным в специальной статье «Великий почин» как выдающийся пример «новой общественной дисциплины»; а в 1920 г. вождь большевиков сам принял участие в коммунистическом субботнике в Кремле.

Коммунистический субботник на Александровской железной дороге. Фотография 1920 г.

Ленин - Восстановление хозяйства

Важным мероприятием периода военного коммунизма было введение государственной монополии на торговлю. Неизбежным следствием такой монополиибыло установление твердых цен на товары. Такие цены регулярно поднимались, причем делалось это таким образом, чтобы они опережали рост цен на хлеб. Таким образом, условия торговли складывались не в пользу крестьянина, а в пользу промышленного рабочего. Со временем твердые цены все больше и больше расходились со «свободными» ценами, по которым те же самые товары реализовывались или обменивались на «черном рынке».

Сопутствующим обстоятельством применения твердых цен стало введение пайков. Распределение основных продуктов питания по карточкам действовало в Петрограде и Москве еще при Временном правительстве, а на сахар и хлеб карточки были введены до Февральской революции. В эту систему не вносилось каких-либо изменений в течение первых девяти месяцев советского режима, однако острая нехватка продовольствия летом 1918 г., заставила правительство взять на себя ответственность за распределение продуктов питания.

Население подразделялось на три категории: 1) рабочие тяжелого физического труда и семьи красноармейцев; 2) рабочие других категорий труда и семьи всех трудящихся; 3) представители бывшей буржуазии. Принадлежавшие к первой категории получали пайки в четыре, а ко второй категории - в три раза больше, чем люди, составлявшие третью категорию. Эта дифференцированная система быстро распространилась.

Однако в 1920 г. система пайков была постепенно заменена оплатой труда в натуральном исчислении. Это дало возможность вознаграждать за труд в соответствии с вкладом каждого, причем делать это с гораздо большей точностью, чем можно было мечтать во времена действия грубой системы пайков по категориям.

Однако полностью монополизировать торговлю в стране советской власти не удалось. Незаконная транспортировка продовольствия в города и его продажа осуществлялись, несмотря на все преследования, включая декрет, предписывавший заградительным отрядам на железнодорожном и водном транспорте конфисковывать все продовольствие, перевозимое пассажирами сверх минимальной нормы.

В сентябре 1918 г. «мешочничество» получило молчаливое признание власти в приказах, разрешавших рабочим Москвы и Петрограда привозить продукты питания в городе количествах, не превышавших полтора пуда. «Мешочники» были переименованы в «полуторапудовиков». Более того, в январе 1919 г. ВЦИК издал приказ, осуждавший железнодорожные заградительные отряды за грубое обращение с пассажирами и несправедливое изъятие продовольствия, предназначавшегося для личных нужд.

По очень приблизительным подсчетам, соотношение продуктов питания, потребляемых горожанами в 1919-1920 гг. за счет поставляемых по карточкам на основании твердых цен, и добываемых по дополнительным каналам, составляет 20-25% к 75-80%.

В течение всего периода «военного коммунизма» городское население либо голодало, либо более половины своих потребностей в продуктах питания удовлетворяло за счет «черного рынка». В Москве центром подпольной торговли был рынок на Сухаревской площади. Время от времени милиция проводила там рейды, но в целом смотрела сквозь пальцы на его существование.

Вначале «мешочники» брали плату за продукты деньгами, хотя и по чрезвычайно высоким ценам. Но позднее, по мере обесценивания денег, торговля стала производиться на бартерной основе. Этому способствовало то обстоятельство, что некоторые фабрики начали выдавать часть заработной платы товарами, которые на них производилось.

Таким образом, в Советской России времен «военного коммунизма» существовали две различные системы распределения -распределение государственными органами по твердым ценам (или впоследствии бесплатно) и распределение через частную торговлю по ценам, в 40-50 раз превышавшим установленные правительством цены.

Внешняя торговля не играла во времена военного коммунизма фактически никакой роли в советской экономике. Импорт и экспорт, сократившиеся до незначительных размеров в1918 г., достигли нулевой точки в 1919 г.

Одним из первых мероприятий большевиков в финансовой сфере была национализация банков. Однако данный шаг не оправдал надежд социалистических теоретиков на то, что тем самым автоматически будет создан инструмент для контроля и финансирования промышленности.

Печатание банкнот оставалось единственным имеющимся в наличии серьезным источником получения денежных средств для покрытия текущих государственных расходов и для предоставления авансов промышленности. Но непрестанное использование этого источника усиливало безудержное обесценение денег и, в конечном счете, отбило у торговцев всякое желание принимать почти обесцененные банкноты в качестве платы за товары.

Девальвация рубля, начиная с 1919 г. и позже оказывала существенное влияние на советскую финансовую и экономическую политику. 26 октября 1918 г. Совнарком издал декрет, санкционировавший увеличение необеспеченной денежной массы не меньше чем на 33,5 млрд. руб. Таким образом, объем денежной массы в стране составил 50 млрд. руб., а год спустя – 80 млрд. руб., что, разумеется, привело к росту цен и уменьшению покупательной способности рубля. Печатные станки работали на полную мощность. В 1920 г. печатанием банкнот занимались четыре различных учреждения (в Москве, Пензе, Перми и Ростове).

В 1920 г. валюта настолько обесценилась, что большевики приняли решение о ликвидации всех платежей за основные товары и услуги. В Москве и Петрограде для обслуживания рабочих и служащих были созданы «бесплатные общественные столовые». Декретом Совнаркома от 11 октября 1920 г. комиссариату финансов предписывалось разработать инструкции для освобождения советских учреждений или их рабочих и служащих от платы за почту, телеграф, телефон, а также за водопровод, канализацию, электричество, жилые помещения. 27 января 1921 г. была полностью упразднена квартирная плата «в национализированных или муниципализированных помещениях».

Стремясь объяснить и оправдать инфляцию, власть имущие ссылались на идею об исчезновении денег в будущем коммунистическом обществе. В 1919 г. один из советских финансистов заметил, что «роль денег в области материального оборота народного хозяйства в значительной части кончена» и что в результате будет сэкономлено огромное количество «ненужной работы». «Мы идем навстречу тому, что уничтожим всякие деньги, – заявлял Г. Зиновьев. – Мы натурализуем заработную плату, мы вводим бесплатный трамвай, у нас бесплатная школа, бесплатный (хотя пока еще худой) обед, у нас бесплатное жилье, освещение и т.д.».

В январе 1920 г. III Всероссийский съезд Советов народного хозяйства принял решение о том, что «ввиду исключительной нестабильности денежной единицы и единицы учета (рубля)» целесообразно установить новую единицу бухгалтерского учета, «приняв в качестве основной системы мер трудовую единицу» («тред»).

Дискуссии замене денег тредом или какой-либо другой единицей были недолгими. С введение НЭПа и началом финансовой стабилизации об этих экзотических экономических планах быстро забыли.

Военный коммунизм – это социально-экономическая политика большевиков, вызванная Гражданской войной и марксистскими взглядами и направленная на форсированное строительство социализма путем полного государственного регулирования экономики и трудовых отношений. С завершением Гражданской войны необходимость в сохранении страны как единого военного лагеря отпала. Вместе с этим стали совершенно неэффективными и прежние способы социальной и экономической организации общества.

4.3. ОТ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ К БОЛЬШОМУ ТЕРРОРУ

4.3.1. Становление, результаты и конец НЭПа

К марту 1921 г. политика «военного коммунизма» полностью исчерпала себя. «…Мы предполагали без достаточного расчета – непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение продуктов по-коммунистически в мелкокрестьянской стране, – говорил осенью 1921 г. В.И. Ленин. – Жизнь показала нашу ошибку».

Проявлением кризиса «военного коммунизма» в сельском хозяйстве стало сокращение посевных площадей. Крестьяне, недовольные изъятием «излишков» сельскохозяйственной продукции, перестали выращивать на своих земельных участках больше установленной властями «потребительской нормы». «Продовольственная политика, основанная на насилии, обанкротилась, – отмечал меньшевик Дан, – ибо, хотя она выкачала 300 миллионов пудов, но это куплено повсеместным сокращением посевной площади, достигшим почти четверти прежних засевов, сокращением скотоводства, прекращением посевов технических растений, глубоким упадком сельского хозяйства».

Действительно, статистические данные свидетельствуют, что к декабрю 1920 г., обрабатываемые площади в советских республиках уменьшились по сравнению с 1917 г. на 16%. Наименьшее снижение было на площадях под рожью (6,7%), наибольшее – под специальными культурами (27% – под коноплей, 32% - под льном, 40% - под фуражными культурами). В целом же к концу периода «военного коммунизма» крестьяне обрабатывали всего 60% земель от уровня 1913 г. Прямым следствием изъятия хлеба у крестьянства стал страшный голод в Поволжье весной-летом 1921 г., в результате которого погибло около 5 миллионов человек.

Если на протяжении первых трех лет большевистского режима властями полагали, что продовольственную проблему можно решить с помощью сбора и распределения продукции, то с окончанием Гражданской войны стало очевидно другое – для увеличения возделываемых площадей необходимы меры экономического стимулирования сельхозпроизводителя.

Другим индикатором кризиса «военного коммунизма» стало падение промышленного производства. В 1920 г. производство железной руды и чугуна составило 1,6 и 2,4% от уровня 1913 г.; нефти – 41%; изготовление текстиля и угля едва достигало 27%. Общее же соотношение промышленного производства эпохи «военного коммунизма» к уровню 1913 г. едва достигало 10-20%.

Тяжелая ситуация в экономике, голод и галопирующая инфляция не могли не повлиять на состояние общества, все более и более открыто выражавшего свое недовольство мероприятиями большевиков. К 1921 г. в стране было зафиксировано более 50 крупных восстаний, самыми значительными из которых стали так называемая «Антоновщина» в Тамбовской губернии и Кронштадский мятеж. Советским руководителям стало очевидно, что продолжение их политики чревато самыми серьезными последствиями, вплоть до свержения их власти.

Начало новой экономической политике (НЭПу) положило решение X съезда партии большевиков в марте 1921 г. о замене продразвёрстки натуральным налогом.

НЭП. Кадры из хроники

Продналог, заменивший продразвёрстку, был твердым, фиксированным по объему. Его размеры сообщались крестьянам до посевных работ. Оставшимися после сдачи налога продуктами крестьянин мог распоряжаться по своему усмотрению, вплоть до продажи на рынке. Торговля разрешалась только в рамках «местного товарооборота». Главным направлением «смычки» города и деревни определялся продуктообмен: прямой, минуя рынок, обмен промышленных изделий на сельскохозяйственные. Например, крестьянин обменивал один пуд ржи на один ящик гвоздей. Делалось это через аппарат Народного комиссариата по продовольствию и через кооперацию.

Эта «красивая идея» оказалась утопией. Поэтому вследствие нехватки промтоваров, слабости кооперативного аппарата и поразившего в 1921 г. целые губернии голода большевистское руководство в сентябре 1921 г. пошло на отмену государственного продуктообмена и разрешило свободную торговлю хлебом. Был взят курс на широкое использование рыночных отношений в переходный от капитализма к социализму период. С 1922 г. продналог можно было платить и деньгами. Кроме зерновых натуральным налогом облагалась животноводческая продукция: мясо, масло, шерсть, кожа. С 1925 г. крестьяне получили возможность сдавать землю в аренду, но не более чем на два года, и нанимать до трех работников. Эта политика примирила основную массу крестьянства с Советской властью.

Переход к рыночным отношениям обусловил ряд реформ в 1921-1924 гг. в государственной промышленности и управлении.

Одной из Главных задач правительства большевиков было укрепление социалистического сектора путём создания крупной государственной промышленности и регулирования ее взаимодействия с другими укладами. Совнарком в государственном секторе оставил наиболее крупные, технически оборудованные предприятия, обеспеченные топливом, сырьем и кадрами. Остальные консервировались или сдавались в аренду. Были разрешены иностранные концессии.

Госпредприятия подчинялись Высшему Совету народного хозяйства (ВСНХ). Предприятия объединялись в тресты, а для реализации и сбыта продукции – в синдикаты. Тресты и синдикаты имели большую самостоятельность. Вмешиваться в административную работу правлений трестов запрещалось. Большинство прежних наркоматов и все главки были упразднены. Вместо прежних 70 остался лишь десяток общесоюзных Наркоматов. Была создана Государственная общеплановая комиссия (Госплан), в задачу которой входила разработка прогнозов развития экономики.

К концу 1922 г. в руках государства оставалась лишь треть ранее национализированных предприятий. Мелкая и отчасти средняя промышленность денационализировалась. Любой гражданин, без всякого разрешения, мог открыть кустарное или промышленное производство, но не более одного. Кустарь-одиночка, имеющий мотор, мог нанимать до десяти человек работников, а без мотора до двадцати. К марту 1923 г. в европейской части России было около 166 тыс. промышленно-кустарных производств. 88 % из них принадлежали частникам, 3 % – кооператорам, 7 % – государству и 2 % – иностранным концессиям.

Всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации были отменены, уравнительная оплата труда заменялась тарифной политикой, учитывавшей квалификацию рабочих, качество и количество произведенной продукции. Натуральная форма оплаты труда заменялась денежной.

Развитие товарно-денежных отношений вело к восстановлению всероссийского внутреннего рынка. Большинство крупных оптовых сделок частники заключали на биржах, которых к 1923 г. насчитывалось свыше пятидесяти. Самой крупной была Московская биржа. Действовала двухуровневая банковская система – Государственный банк и сеть кооперативно-коммерческих банков.

Была перестроена система управления промышленностью, что позволило сократить армию служащих с 300 тыс. до 91 тысячи.

К середине 1920-х гг. был сделан значительный шаг к стационарной торговле: создана широкая сеть частных магазинов и магазинчиков. В оптовой торговле преобладали государственные и кооперативные предприятия.

Кооперация, сведенная почти на нет в период «военного коммунизма», с переходом к НЭПу стала восстанавливаться. Особенно быстро разворачивалась потребительская кооперация, связанная с деревней. Однако и другие формы – снабженческая, кредитная, промысловая, сельскохозяйственная, Производственная, жилищная и др. – получили стимулы для своего развития. Деятельность кооперативных объединений финансировалась сетью кооперативных и коммерческих банков. Был изменен статус кооперации, теперь она, с некоторыми оговорками, стала относиться к социалистическому сектору хозяйства.

Стержнем всех реформ при НЭПе была денежная реформа 1922 — 1924 гг. Она проводилась под общим руководством наркома финансов Г.Я. Сокольникова. Но идеологом ее был Н.Н. Кутлер, бывший царский министр в кабинете С. Ю. Витте. Он вошел в правление Госбанка, который был создан по его совету в 1921 г. Именно по рекомендации Н.Н. Кутлера большевистская власть выпустила новую валюту – червонец, обеспеченный золотом, который на мировых валютных биржах был выше английского фунта стерлингов и американского доллара.

В.И. Ленин назвал «золотой рубль» Г.Я. Сокольникова стержнем всей новой послемарксистской модели движения к социализму.

Г.Я. Сокольников. Фотография начала XX в.

В ходе этой реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит. Однако червонец недолго оставался конвертируемой валютой.

Само по себе введение в стране твердой денежной единицы было лишь половиной дела. Вторую половину реформ составляло государственное регулирование денежной массы. Была введена система налогов, займов, кредитных операций через банки и сберегательные кассы, чтобы деньги не только хранились в сейфе у государства, или «в чулке» у населения, но и «работали».

Основным источником государственных доходов был единый подоходный налог. Он делился на две части: основной и прогрессивный. Основной налог платили все граждане страны. Он существует и до сих пор. Прогрессивный налог платили те, кто получал сверх средней зарплаты дополнительные доходы, то есть нэпманы, врачи с частной практикой, адвокаты, журналисты. Все эти лица обязаны были два раза в год подавать декларации о своих доходах. Размер прогрессивного налога возрастал по мере роста доходов сверх определенного минимума. Для Москвы и Ленинграда в середине 20-х гг. минимум равнялся 1200-1400 руб. за полгода.

Государственный подоходный налог защищал интересы низкооплачиваемых категорий населения. Он не взымался с поденщиков, чернорабочих, с рабочих и служащих при их зарплате менее 75 руб. в месяц и с пенсионеров.

Для крестьян существовал один прямой и несколько косвенных налогов. Главный – продналог – в размере до 5 % от дохода с одного двора был дифференцированным, с учетом плодородия земли и наличия скота.

Для городского частника в мелкой торговле и кустарном производстве был введён единый промысловый налог (промналог), который равнялся полутора процентам с торгового оборота. Но для этой категории населения был еще и дополнительный налог – в местный бюджет, Разветвленной была система косвенных налогов: от налога (акциза) на чай, соль, спички до традиционных налогов на табак и нефтепродукты.

Реформа Г.Я. Сокольникова значительно облегчила Советскому Союзу прорыв экономической блокады и выход на международные рынки.

Влияние новой экономической политики на восстановление и развитие народного хозяйства страны в целом было благотворным. В её условиях прирост промышленной продукции шёл высокими темпами. Однако тяжёлая индустрия восстанавливалась медленнее, чем лёгкая. К концу двадцатых годов, по официальным данным, советская экономика в целом достигла довоенного уровня. Была восстановлена численность рабочего класса, стала повышаться производительность труда. Уже к концу 1923 г., по сравнению с 1921 г., она возросла вдвое. Темпы восстановления промышленности были впечатляющими, но все же не достаточными для быстрой ликвидации отставания России от передовых стран.

Восстанавливалось и сельскохозяйственное производство. Этот процесс был замедлен страшной засухой 1921 г. и ее последствиями. И, тем не менее, уже в 1923 г. практически были восстановлены довоенные посевные площади. А в 1925 г. валовой сбор зерна превысил среднегодовой сбор 1909 - 1913 гг. более чем на 20 %. В 1927 г. было восстановлено довоенное поголовье скота.

Восстановление промышленности и подъём сельского хозяйства создали определенные условия для улучшения материального положения рабочих. Повысился жизненный уровень народа.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что официальные данные советской статистики завышались. По оценкам современных исследователей, результаты были существенно ниже. Кроме того, высокие темпы роста промышленного производства в период НЭПа во многом объяснялись «восстановительным эффектом»: загружалось уже имевшееся оборудование, но простаивавшее ранее из-за социальных катаклизмов. То же было и в сельском хозяйстве, где вводились в оборот заброшенные в Гражданскую войну старопахотные земли.

Другим слагаемым успеха НЭПа было почти десятикратное сокращение Красной Армии после окончания Гражданской войны: с 5 млн до 562 тыс. человек.

Когда же в конце 20-х гг. эти резервы иссякли, страна встала перед необходимостью огромных капиталовложений в промышленность, чтобы реконструировать старые заводы и создать новые промышленные отрасли. Столкнувшись с нехваткой финансовых средств для развертывания индустрии и не сумев мобилизовать для этой цели отечественные и зарубежные частные капиталы, большевики пошли по пути все большей централизации распределения имевшихся финансовых ресурсов, вытеснения частного капитала из промышленности и торговли. Поддержание темпов первой половины 20-х гг. в развитии промышленности становилось все более проблематичным.

Советский плакат

Введение НЭПа сопровождалось и негативными моментами: ростом безработицы, сокращением доли средств, идущих на социальные нужды и образование. Более того, успехи в развитии экономики чередовались с кризисами. Начиная с 1926 г. в советском обществе стали нарастать трудности и противоречия, причины которых крылись не только в экономике, но и в других сферах: социальной, политической, идеологической.

У части населения переход к новой экономической политике вызвал отрицательную реакцию. НЭПом была недовольна значительная часть партийного и государственного руководства, воспитанная в духе «революционного штурма» и военно-коммунистической идеологии, а также служащие госаппарата, поставленные перед угрозой сокращения. НЭП отрицали левацки настроенные интеллигенты. Рост безработицы также пополнял ряды недовольных. В среде крестьянства роптали те, кто был не особенно настроен на систематический труд или попал в сложные жизненные обстоятельства. Особенно широкое недовольство порождали у населения рост капиталистических элементов, (нэпманов), усиление имущественной дифференциации.

Но наибольшую угрозу для новой экономической политики представляло само руководство большевистской партии. Особенно это проявилось после смерти В.И. Ленина и Ф.Э. Дзержинского, гасивших левацкие настроения в отношении НЭПа. Многие коммунисты, частично даже члены Политбюро, считали НЭП мерой вынужденной и временной, не совместимой с социализмом. Победителям в Гражданской войне казалось, что они могут всё, что «ввести» социализм совсем не трудно. Годы «военного коммунизма» для них были годами романтики и «справедливости»: они уничтожали «проклятую» частную собственность, торговлю и деньги, устанавливали «справедливое» уравнительное распределение. Допущение после победы в Гражданской войне нэпманов и капиталистических отношений им казалось изменой коммунизму, делу революции. После X съезда партии многие коммунисты, не согласные с новым курсом, вышли из нее. Таким образом, для многих большевистских руководителей НЭП был лишь зигзагом, неким временным тактическим маневром, поскольку они опасались возрождения рынка, что, по их мнению, неизбежно вело к реставрации капитализма в стране.

Сутью новой экономической политики (НЭПа), сменившей «военный коммунизм», стала серия антикризисных мероприятий, направленных на внедрение отдельных элементов рыночных отношений в плановую экономику. Несмотря на значительные положительные последствия НЭПа, он обнажил и серьезное противоречие российской экономики: существенное отставание темпов роста промышленности от сельского хозяйства.

4.3.2. Образование СССР

Окончание Гражданской войны привело к восстановлению российского контроля над большей частью национальных окраин. Однако процесс интеграции республик в единое государство был очень сложен. Тем не менее, Россия, которая стала включать в свой состав автономии и называться Российской советской федеративной социалистической республикой – РСФСР, сумела заключить ряд договоров с другими советскими республиками. Начался долгий и противоречивый процесс сближения осколков бывшей Российской империи.

Для сближения республик существовала объективные предпосылки: необходимость совместной обороны от врагов, наличие единого хозяйственного пространства, транспортной и почтово-телеграфной сети, общность исторических судеб и крепость культурных связей. Кроме того, имела место и субъективная причина интеграции: в большинстве из независимых республик власть принадлежала коммунистам, что существенно облегчало их взаимопонимание.

Тем не менее, несмотря на все эти обстоятельства, процесс образования единого государства шел достаточно тяжело. В высшем партийном руководстве РСФСР сложилось два плана создания нового государства.

Разработчиком первого проекта стал нарком по делам национальностей и генеральный секретарь ЦК РКП(б) И.В. Сталин. Он предложил союзным республикам войти в состав РСФСР на правах автономий (АССР). План автономизации приобрел сторонников как в руководстве РКП(б) (Г.К. Орджоникидзе, В.М. Молотов, Г.Я. Сокольников и др.), так и среди национальных лидеров (азербайджанских, армянских и закавказских руководителей). Однако у плана И.В. Сталина оказались и решительные противники в лице грузинских большевиков. Руководители Украины и Белоруссии заняли выжидательную позицию.

В.И. Ленин и И.В. Сталин. Фотография 1922 г.

Стремясь исправить сложившуюся ситуацию, В.И. Ленин 26 сентября 1922 г. предложил другой вариант объединения. Его план предусматривал создание федерации – Союза Советских Республик Европы и Азии (впоследствии название было изменено на СССР – Союз Советских социалистических республик). Входящие в федерацию государства должны были получить определенную самостоятельность: право иметь собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы власти и т.п. Вместе с тем, вопросы внешней и оборонной политики, выпуск денег и финансовое регулирование должны были достаться федеральному центру.

Предложение В.И. Ленина разрядило сложную ситуацию. 5-6 октября 1922 г. пленум ЦК РКП(б) объявил необходимости образования СССР с правом республик выйти из его состава. Однако руководство Грузии добивалось больших уступок.

В ноябре 1922 г.Грузия, нарушив государственную монополию на внешнюю торговлю, сдала в аренду англо-американской компании нефтяные резервуары Батуми – единственного порта, через который транспортировалась нефть из Баку. После критикиИ.В. Сталин грузинское партийное руководство ушло в отставку, но в надежде заручиться поддержкой В.И. Ленина спровоцировало «грузинский инцидент». Между приехавшим в республику представителем центра Г.К. Орджоникидзе и группой «грузинских товарищей» состоялась перепалка, завершившаяся рукоприкладством.

Г.К. Орджоникидзе. Фотография начала XX в.

Напуганный перспективой раскола партии из-за ошибок в национальном вопросе, В.И. Ленин потребовал строго наказать Г.К. Орджоникидзе и поддержал грузинский ЦК. Вождь предложил реорганизовать СССР, ограничив власть федерального центра военным и дипломатическим вопросами. Но смертельная болезнь помешала В.И. Ленину реализовать его намерения.

30 декабря 1922 г. на I Всесоюзном съезде Советов представители РСФСР, Украины, Белоруссии, ЗСФСР (Грузии, Азербайджана и Армении), Хорезмской и Бухарской народных республик официально провозгласили создание СССР. На съезде были приняты Декларация и Союзный договор, определявшие территориальное устройство и компетенцию разных уровней власти нового государства.

Высшим органом власти страны назывался Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между его созывами – ЦИК СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета (избирался на съезде) и Совета национальностей (включал представителей республик и национальных областей). Законодательная, исполнительная и распорядительная власть осуществлялись Президиумом ЦИК. До 1946 г. бессменным Председателем ЦИК СССР был М.И. Калинин.

Высшим исполнительным и распорядительным органом союзной власти являлся Совнарком СССР. Его председателем до 1924 г. являлся В.И. Ленин, в период с 1924 по 1930 гг. – А.И. Рыков, с 1930 по 1941 гг. – В.М. Молотов.

А.И. Рыков. Фотография начала XX в.

Органами власти в союзных республиках являлись национальные Съезды Советов, ЦИК и СНК, получившие право решать все вопросы, кроме вопросов внешней политики, торговли, финансов, связи, обороны и путей сообщения. Союзные республики получали также право на выход из состава СССР,

Однако, несмотря на официальное образование государства, внутрипартийные дискуссии о соотношении власти центра и республик продолжились. В апреле 1923 г. на XII съезде РКП(б) председатель Украинского правительства Х. Раковский и представитель руководства Грузии Б. Мдивани потребовали реорганизовать СССР, передав большую часть власти республикам и создав национальные армии. В июне 1923 г. на совещании ЦК РКП(б) провалилось предложение Х. Раковского о превращении СССР в конфедерацию, где республики занимались бы внешней политикой и торговлей. Однако все эти попытки потерпели провал.

В 1924 г. ленинский план федеративного государства получил свое окончательное выражение в принятой на II Всесоюзном съезде Советов, Конституции СССР.

Конституционное оформление СССР вовсе не обозначало прекращения процесса национально-государственного строительства. Внутренняя структура СССР постоянно менялась.

Так, если в 1922 г. в составе СССР числились РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, Бухарская и Хорезмская народные советские республики то к 1924-1925 гг. вместо входившей в состав РСФСР Туркестанской автономной советской социалистической республики, Бухарской народной советской республики и Хорезмской советской республики образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР.

Из областей Туркестанской АССР и Бухарской республики, населённых таджиками, образовалась Таджикская АССР, вошедшая в состав Узбекской ССР. В 1929 г. Таджикская автономная республика была преобразована в Таджикскую ССР.

Районы, населённые казахами, входившие ранее в Туркестанскую АССР, были воссоединены с Казахской АССР в составе РСФСР, а в 1936 Казахская АССР была преобразована в Казахскую союзную республику.

Из районов, населённых киргизами, была образована Киргизская Автономная область в составе РСФСР. 1 февраля 1926 область была преобразована в АССР, а 5 декабря 1936 – в Киргизскую ССР.

В 1936 г. ЗСФСР, состоявшая из Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР была распущена и входившие в нее республики включены в состав СССР по отдельности.

В 1924 г. в составе Украинской ССР была образована Молдавская АССР, которая вместе с возвращенными Румынией Бесарабией и северной частью Буковины, в 1940 г. была преобразована в Молдавскую ССР. В том же году в состав СССР вошли Латвия, Литва и Эстония.

Таким образом, к 1941 г. в составе СССР числились 15 союзных республик. Практически в каждой из них существовали автономии.

Объективные и субъективные причины привели к образованию в 1922 г. нового государства – СССР. Процесс национально-государственного строительства шел сложно противоречиво. В некотором смысле при образовании СССР были заложены те противоречия, которые привели впоследствии к распаду этого государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: