Истоки и смысл «холодной войны»

Завершение Второй мировой войны вселило в сердца народов, одержавших победу над силами германского нацизма и его союзников, светлую надежду на грядущее утверждение на Земном шаре вечного мира, на развитие и укрепление зародившегося в ходе войны сотрудничества стран, принадлежавших к различным общественно-политическим системам, на расцвет демократических начал в жизни общества, на материальный достаток и удобства в быту.

Сталин. Ялта. Кадры из хроники

Эти надежды подпитывала созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций, главной целью которой были поддержание и укрепление мира, обеспечение безопасности и развитие сотрудничества между государствами.

Надежды на мир и предотвращение новых войн укрепил и международный судебный процесс в Нюрнберге, приговоривший к самым суровым мерам наказания главных военных преступников – государственных лидеров нацистской Германии, развязавших Вторую мировую войну.

Однако, наряду с сотрудничеством, все отчетливее стало проявляться соперничество, завершившееся в конечном счете «холодной войной».

Одной из главных причин «холодной войны» стали серьезные геополитические изменения на карте мира после окончания Второй Мировой войны. В ряде стран Европы и Азии появились государства просоветской ориентации: Албания, Болгария, Венгрия, Китайская Народная Республика, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия. В период 1943-1945 гг. отношения между СССР и данными странами были оформлены в договорах о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. В 1947-1949 гг. аналогичные договоры были заключены между самими странами народной демократии. На карте мира возник так называемый «социалистический лагерь».

Рост советского влияния в мире не мог не обеспокоить представителей Западных держав. 5 марта 1946 г. бывший премьер-министр Англии У. Черчилль выступил сантисоветской речьюв Вестминстерском колледже американского города Фултона. Президент США Г. Трумэн, присутствовавший в зале, горячо аплодировал оратору. Фултонская речь стала датой отсчета «холодной войны».

Уинстон Черчилль. Фотография 1940-х гг.

Фултонская речь У. Черчилля только внешне выглядела миролюбиво: для предотвращения будущей войны бывший Премьер-министр Англии призвал создать «братскую ассоциацию народов, говорящих на английском языке». У. Черчилль, по его словам, «восхищавшийся и чтивший доблестный русский народ» и своего «товарища военного времени маршала Сталина», а также «приветствовавший занятие Россией полагавшегося ей места среди руководящих наций мира», в тоже время, серьезно опасался намерений и «экспансионских тенденций» Советской России.

Поэтому бывший лидер консерваторов обращал внимание на тот факт, что «от Штеттина (современного польского города Щетина. - Авт.) на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент»: «Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София… находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и увеличивающемуся контролю Москвы… Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль».

Более того, «в значительном большинстве стран… разбросанных по всему миру, созданы коммунистические пятые колонны», полностью подчинявшиеся «Коммунистическому центру» и «представлявшие собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации».

Поскольку Советская Россия «хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин», а сами «русские больше всего восхищаются силой», У. Черчилль делал вывод: «Наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил…».

Основные положения фултонской речи получили свое продолжение в сформулированной в 1947 г. «доктрине Трумэна» о военной помощи Греции и Турции с целью недопущения включения их в сферу советского влияния. По мнению президента США, послевоенный мир являлся сценой борьбы между «свободными обществами», под которыми подразумевались, прежде всего, западные страны, и «обществами угнетения», в роли которых виделись СССР и социалистические страны. Помощь в восстановлении экономики «свободных обществ» призван был оказать «план Маршалла».

Конкретным мероприятием по реализации «доктрины Трумэна» о «сдерживании коммунизма» стало создание 4 апреля 1949 г. Североатлантического пакта (НАТО), куда вошли Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция, создавшие в 1950 г. Объединенные Вооруженные Силы НАТО.

Другим великолепным способом «сдержать коммунизм» администрация США считала ядерный удар по СССР. С 1945 по 1950 гг. Пентагон разработал, по меньшей мере, 16 планов нанесения ядерных ударов по крупнейшим городам СССР. Наиболее известными из них являются «Пинчер» («Клещи»), «Бройлер» («Жаркий день»), «Фролик» («Шалость»), «Троян» («Троянец»), «Оффтэкл» («Обезоруживание») и «Дропшот» («Моментальный удар»).

Реакция со стороны Советского Союза на воинственные заявления Великобритании и США последовало незамедлительно. Выступление У. Черчиля И.В. Сталин расценил как своеобразный ультиматум, предъявленный СССР: либо признание Западного господства, либо новая война. «Но, - отмечал И.В. Сталин, - нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны ради свободы и независимости своих стран, а не ради того, чтобы заменить господство гитлеров господством черчилей».

В целях сплочения стран народной демократии перед лицом Западной угрозы в конце сентября 1947 г. было создано Информационное бюро для координации деятельности коммунистических партий ряда стран; а 5 января 1949 г. Совещание представителей Болгарии, Венгрии, Польши. Румынии, Чехословакии и СССР сочло необходимым для координации деятельности социалистических стран образовать Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Военный блок соцстран, Организация Варшавского договора, был создан значительно позднее – в 1955 г.

Таким образом, первым проявлением «холодной войны» стало идеологическое и организационное размежевание мира на два блока, завершившееся в основном к концу 1940-х гг. Вскоре два этих лагеря начали борьбу друг с другом за расширения своих сфер влияния. Такая деятельность неминуема привела к конфликтам, наиболее крупными из которых стали берлинский кризис 1948-1949 гг. и корейская война 1950-1953 гг.

Первым «яблоком раздора» между англо-американским и советским блоками стал Берлин. Столица освобожденной от нацизма Германии вообще играла особую роль во взаимоотношениях двух систем, являясь своеобразным призом в их споре.

В 1948 г. с целью создания сепаратного немецкого государства, США, Великобритания и Франция объединили свои зоны оккупации Германии – в Бизонию (американскую и английскую), а затем Тризонию (американскую, английскую и французскую). 18-23 июня 1948 г., прервав переговоры с СССР о единой денежной реформе и опередив советскую сторону, западные державы ввели в своих зонах оккупации и секторах Берлина, находившегося на советской оккупационной территории, новую денежную валюту. Во избежание притока старых денежных единиц из западных частей Берлина в восточную часть, командующий советскими оккупационными войсками в Германии маршал В.Д. Соколовский своими приказами № 002 и № 003 существенно ограничил въезд в Берлин со стороны железных и автомобильных дорог. Это означало фактическую блокаду западных районов города.

Для организации доставки товаров и продовольствия в западные сектора Берлина Правительствами США и Англии был организован «воздушный мост», по которому было доставлено 2,35 миллиона тонн груза. В сложившейся ситуации советское руководство, не сумев добиться от Запада отказа от идеи сепаратного государства, вынуждено было 12 мая 1949 г. снять блокаду.

В мае 1949 г. последовало соглашение между Верховными Комиссарами американской, английской и французских зон о создании Федеративной Республики Германии со столицей в Бонне. В октябре 1949 г. на территории советской оккупационной зоны была провозглашена Германская Демократическая Республика.

Результатом Берлинского кризиса 1948-1949 гг. стало разделение Германии на две части: ГДР и ФРГ. Судьба Германии, таким образом, повторила судьбу послевоенного мира, где боролись друг с другом за влияние два лагеря.

Но кульминационным пунктом противостояния СССР и США в первый период «холодной войны» следует назвать участие двух держав в Корейской войне, разразившейся из-за влияния в Азии.

Разгром Квантунской армии в 1945 г. положил конец японскому колониальному могуществу в Корее. Однако ситуация в стране складывалась по-разному по обе стороны от 38 параллели, которая была разграничительной линией для оккупационных войск СССР и США.

Как и в Германии, каждая из держав стремилась создать на своей оккупационной территории лояльный ей политический режим, вынашивая планы распространить его в дальнейшем на всю территорию страны.

Так 10 мая 1948 г. к югу от 38 параллели была образована Республика Корея, в которой состоялись выборы в Национальное Собрание, избравшее президентом американского ставленника Ли Сын Мана. 9 сентября того же года к северу от 38 параллели было сформировано северокорейское Правительство во главе с капитаном Советской Армии Ким Ир Сеном и провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика, вскоре признанная СССР.

В декабре 1948 г. советские части были полностью эвакуированы из Северной Кореи. В июне 1949 г. из Южной Кореи были выведены и американские войска. Военное командование и той и другой армий оставили на оккупированных территориях значительное число боевой техники и военных советников.

В 4 ч. 25 мин. утра 25 июня 1950 г. после артиллерийской подготовки 100-тысячная северокорейская армия при поддержке танков Т-34 начала быстро продвигаться на юг, преследуя беспорядочно отступающего противника. Через три дня был взят Сеул – столица Южной Кореи, а к середине сентября – северяне подошли к Тэгу и Пусану. Остатки южнокорейских войск были прижаты к морю, а американский генерал Дин – взят в плен.

Советские дипломаты были уверены в том, что США не вмешаются в корейский конфликт, но те, посчитали, что «потеря» Китая и образование единого просоветского корейского государства, ослабит американское влияние в азиатско-тихоокеанском регионе и создаст серьезную угрозу Японии.

Воспользовавшись тем, что СССР бойкотировал заседание Совета Безопасности, ООН под давлением США приняло резолюцию 25 июня 1950 г., обвиняющую КНДР в агрессии, для отражения которой было принято решение о посылке войск ООН, две трети которых составляли американцы. Командующим войсками был назначен «победитель Японии» генерал Д. Макартур. 27 июня президент США Г. Трумэн отдал приказ американским Вооруженным Силам «оказать поддержку» армии Южной Кореи. Гражданская война в Корее превратилась в международный конфликт.

15 сентября 1950 г. США высадили 50-тысячный десант с танками, артиллерией и авиационным прикрытием в тыл северокорейской армии, ушедшей на юг. К концу сентября американцы освободили Южную Корею и продолжили наступление на север. К концу октября была взята северокорейская столица Пхеньян, и южнокорейские и американские силы вышли к пограничным с Китаем рекам Ялу и Тумынь. Последнее обстоятельство предопределило участие в корейской войне 200 000 китайских «добровольцев», направленных в КНДР в октябре 1950 г. под командованием маршала Пын Дэхуэя, а также помощь СССР: весной 1950 г. в Северную Корею была направлена группа высших офицеров Генштаба и ГлавПУра Советской Армии, в конце ноября - переброшено в северо-восточные районы Китая для участия в боевых действиях несколько авиадивизий, укомплектованных МиГ-15 и МиГ-15бис.

Вмешательство Китая спасло армию КНДР от разгрома, войска ООН начали отступать. Фронт удалось стабилизировать южнее демаркационной линии. План генерала Д. Макартура о перенесении боевых действий на территорию Китая и бомбардировках Маньчжурии был отвергнут американским президентом Г. Трумэном из-за боязни вступления в войну СССР. Д. Макартур был отстранен от командования войсками ООН.

В течение 1951 г. боевые действия проходили с переменным успехом, и президент США Г. Трумэн высказался о нежелательности дальнейшего расширения масштабов боевых действий в Корее. 23 июня 1951 г. представитель СССР в Совете Безопасности ООН Я. Малик заявил о необходимости прекращения огня и взаимном отводе войск от 38-й параллели. В ноябре в этом плане была достигнута некоторая договоренность, но боевые действия прекратились лишь после подписания перемирия в Пханмунджоме 27 июля 1953 г. Демаркационной линией между двумя Кореями была объявлена 38 параллель.

Также как и в результате Берлинского кризиса, итогом Корейской войны 1950-1953 гг. стало разделение страны на социалистическую (северную) и капиталистическую (южную) части. В отличие от Германской проблемы, которая была решена в 1990 г., когда ГДР и ФРГ вновь стали единым государством, размежевание Корей на северную и южную части сохраняется до сих пор.

Противостояние СССР и США в «холодной войне» приобрело особую остроту в связи с наличием у Соединенных Штатовядерного оружия. Впервые «ядерному шантажу» со стороны бывших союзников Советский Союз подвергся на Потсдамской конференции в июле-августе 1945 г.

«Не помню точно какого числа, - вспоминал маршал Советского Союза Г.К. Жуков, - после за­седания глав правительств Г. Трумэн сообщил И.В. Сталину о на­личии у США бомбы необычайно большой силы, не назвав ее атомным оружием. В момент этой информации, как потом писали за рубежом, У. Черчилль впился глазами в лицо Сталина, наблю­дая за его реакцией. Но тот ничем не выдал своих чувств, сделав вид, будто ничего не нашел в словах Г. Трумэна. Как Черчилль, так и многие другие англо-американские авторы считали впослед­ствии, что, вероятно, И.В. Сталин действительно не понял значе­ния сделанного ему сообщения».

И.В. Сталин прекрасно понял переданную ему информацию. Более того, она не стала для него сногсшибательной новостью -советская разведка регулярно информировала вождя о работах над ядерным оружием в Англии и США, а в самом СССР полным ходом шли работы по созданию атомной бомбы.

Отсутствие у СССР ядерной бомбы с лихвой компенсировалось количеством обычного оружия, созданием новых образцов боеприпасов и ростом численности Вооруженных Сил. Последние, с 1948 г. по март 1953 г., увеличили свой личный состав с 2 874 000 до 5 396 038 человек. Столь грозная армия необходима была Советскому Союзу, по всей видимости, для нанесения ответного удара по западноевропейским государствам в случае ядерного нападения со стороны США. Именно это определяло позицию И.В. Сталина и советского военного руководства по вопросу о соотношении ядерного и обычного вооружений.

В 1946 г. И.В. Сталин заявил, что атомные бомбы предназначены лишь для «устрашения слабонервных» и из-за своего небольшого количества не станут главным оружием в будущей войне. Эта идея была подхвачена и развита советскими военачальниками.

Сталинская концепция равновеликости обычных и ядерных сил в будущей войне заставляла партийно-государственное руководство СССР прилагать усилия для ликвидации советского отставания в области разработки ядерного оружия и оснащения им Вооруженных Сил.

Еще во время Великой Отечественной войны, 20 сентября 1942 г., Государственный Комитет Обороны (ГКО) издал распоряжение «Об организации работ по урану», в котором обязывал Академию Наук СССР возобновить работы по исследованию возможности использования атомной энергии путем расщепления ядра урана.

В осуществлении этого распоряжения, 27 ноября 1942 г. ГКО принял постановление «О добыче урана», поручив Наркомату Цветной металлургии организовать добычу, переработку урановых руд и производство урановых солей.

15 февраля 1943 г. распоряжением ГКО в АН СССР была создана секретная Лаборатория № 2 под руководством академика И.В. Курчатова, занимавшаяся разработкой ядерного оружия. 20 августа 1945 г. ГКО СССР издал постановление № 9887, в соответствии с которым создавался Специальный Комитет под председательством Л.П. Берии, призванный осуществлять общий надзор и руководство «Урановым проектом». После окончания Великой Отечественной войны и упразднения ГКО Специальный Комитет был переподчинен СНК (Совету Министров) СССР.

И.В. Курчатов. Фотография 1950-х гг.

И.В. Курчатов. Кадры из хроники

25 декабря 1946 г. Институтом атомной энергии был осуществлен запуск первого в СССР ураново-графитового реактора и произведена первая цепная реакция, в 1948 г. - завершено сооружение первого промышленного атомного реактора.

29 августа 1949 г. на полигоне под Семипалатинском было произведено первое испытание советской плутониевой ядерной бомбы РДС-1, серийное производство которой началось в 1950 г. В 1951 г. была испытана ядерная бомба на высокообогащенном уране-235.

По всей видимости, именно эти достижения советских физиков-ядерщиков позволили в октябре 1951 г. И.В. Сталину сообщить о том, что СССР проводит испытания атомных бомб различных калибров и будет производить их впредь «по плану обороны нашей страны от нападения англо-американского агрессивного блока».

Создание «ядерного щита» СССР продолжалось вплоть до августа 1953 г., когда советской стороной было официально объявлено об испытании водородной бомбы, одним из создателей которой был А.Д. Сахаров. В отличие от ядерного оружия отставание СССР от США в изготовлении водородной бомбы было незначительным: водородный заряд был создан американцем Э. Теллером в 1952 г., а бомба испытана в 1956 г.

А. Д. Сахаров. Фотография 1970-х гг.

Таким образом, к середине 50-х годов XX века ядерная монополия США была ликвидирована, и гонка вооружений переместилась в сферу создания средств доставки ядерных зарядов: разработки управляемой баллистической ракеты дальнего действия и реактивных самолетов.

Отличительной особенностью советских исследований в области создания средств доставки ядерного оружия являлось предпочтение, отдаваемое ракетной технике перед дальней авиацией, тогда как в США все было наоборот. Причиной тому было, видимо, отставание Советского Союза в развитии дальней авиации.

Советская авиация оказалась ослабленной в результате так называемого «авиационного дела». После развернувшихся репрессий И.В. Сталин перестал доверять Военно-воздушным Силам страны и обратил свое внимание на ракетостроителей.

Для эффективной организации работ по созданию средств доставки 13 мая 1946 г. постановлением Совета Министров СССР был создан координационный орган по реактивной технике – Специальный комитет № 2 при Правительстве под председательством Г.М. Маленкова, преобразованный впоследствии в военную организацию во главе с генералом М.И. Неделиным. В министерстве Вооруженных Сил создавалось Управление реактивного вооружения в составе Главного Артиллеристского Управления и Управление реактивного вооружения в составе Военно-Морских Сил, а также сеть специальных институтов и полигонов.

С.П. Королев. Фотография 1950-х гг.

В 1946 г. главным конструктором стратегических ракет был назначен С.П. Королев, а головным ведомством стал НИИ-88 Министерства Вооружения. Постановлением Совета Министров от 2 августа 1948 г. для дублирования работ по ракетному вооружению помимо НИИ-88 создается КБ № 385. Объединение усилий нескольких конструкторских бюро принесло свои плоды: 18 октября 1947 г. состоялось испытание баллистических ракет Р-1 дальностью полета до 300 км., поступивших на вооружение Советской Армии в 1950 г.; в 1948 г. – ракет Р-2 (дальностью 600 км), поступивших на вооружение с августа 1953 г.; разрабатывалась ракета Р-5 с дальностью до 1200 км.

«Холодная война» являлась столкновением двух моделей (систем) - Западной, капиталистической и Восточной, социалистической - в политической, экономической и идеологической сферах. Каждая из систем стремилась распространить свое влияние на другие страны. На этой почве между системами неминуемо возникали конфликты, не выходившие, впрочем, за рамки отдельных регионов. Наличие у противоборствующих сторон ядерных зарядов не остановило соперничества. Стороны задумались о том, как опередить друг друга в организации средств доставки ядерных зарядов на территорию противника. Гонка вооружения не только не прекратилась, но и усилилась.

4.7. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1953 – 1964 гг.

4.7.1. Н.С. Хрущёв: путь к власти

5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. Его смерть повергла в шок большинство советских граждан. Многие из них восприняли смерть вождя как личную утрату, как потерю близкого человека.

Похороны И.В. Сталина. Фотография 1953 г.

И.В. Сталин не назначил себе преемника. Сразу же после его смерти состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были распределены высшие партийно-государственные должности. Г.М. Маленков стал Председателем Совета Министров СССР, Л.П. Берия возглавил Министерство внутренних дел, объединившее два министерства – внутренних дел и госбезопасности, В.М. Молотов получил портфель министра иностранных дел, а Н.А. Булганин – министра обороны. Председателем Президиума Верховного Совета СССР был утверждён К.Е. Ворошилов, а являвшийся до того первым секретарем Московского комитета партииН.С. Хрущёв возглавил ЦК КПСС.

Похороны И.В. Сталина. В первых рядах – Г.М. Маленков и Л.П. Берия.

Фотография 1953 г.

«Коллективное руководство» страной стремилосьпродемонстрировать отход от сталинской политики. В стране былналажен регулярный созыв партийных съездов и пленумов ЦК, в средствах массовой информации и на собраниях трудовых коллективов страны начались обсуждения партийных и государственных документов.

Новые руководители предпринимали шаги и по восстановлению законности в стране. Вскоре после смерти И.В. Сталина был прекращён ряд политических процессов, а узники советских лагерей получили надежду на освобождение. В 1954 г. был отменён приговор по «ленинградскому делу», а в печати стали появляться публикации о вреде культа личности, хотя и без упоминания фамилии И.В. Сталина. В 1953-1954 гг. в лагеряхГУЛАГа, где содержались сотни тысяч заключённых, вспыхнули восстания.

В этих условиях министр внутренних дел и член ЦК КПСС Л.П. Берия в 1953 г. выступил с целым рядом инициатив по демократизации общественно-политической жизни страны. Он предложил запретить «изуверские «методы допроса», прекратить начатые при И.В. Сталине «дела», провести амнистию и начать реабилитацию заключенных.

По инициативе Л.П. Берии из мест лишения свободы были освобождены 1,2 млн заключённых. Но на свободу были отпущены в основном не политзаключённые, а уголовники, принявшиеся захватывать поезда, грабить деревни и терроризировать жителей городов.

Л.П. Берия предложил также соблюдать национально-кадровый приоритет при назначении на руководящие должности и скорректировать внешнеполитический курс страны: наладить расстроившиеся при И.В. Сталине отношения с Югославией и объединить Германию, добившись ее нейтралитета. Однако возросшая активность министра Внутренних дел напугала других членов «коллективного руководства». По инициативе Г.М. Маленкова, В.М. Молотова и Н.С. Хрущева, 26 июня 1953 г. Л.П. Берия был арестован, обвинен в подготовке захвата власти, ограничении функций ЦК КПСС, отрыве МВД от партии и расстрелян.

Члены «коллективного руководства» Н.С. Хрущев, А.И. Микоян, М.А. Суслов, Г.М. Маленков, Л.М. Каганович, Л.П. Берия и Н.А. Булганин.

Фотография 1940-х гг.

Устранение Л.П. Берии стало первым раундом борьбы за политическое лидерство, развернувшейся в «коллективном руководстве» страной. Следующей жертвой борьбы за власть стал Г.М. Маленков. Будучи главой правительства, он выступил за приоритетное развитие легкой и пищевой промышленности и сокращение налогов с крестьянских хозяйств и колхозов.

Вскоре между Г.М. Маленковым и министром иностранных дел В.М. Молотовым произошел конфликт. Будучи убежден, что новая мировая война разрушит мировую цивилизацию, Председатель Совета министров выступил за мирное сосуществование социалистической и капиталистической систем, что расходилось с заявлением В.М. Молотова о необходимости свержения капитализма и подготовки к новым войнам.

В январе 1955 г. на Пленуме ЦК партии Г.М. Маленков был освобожден от своей должности за «теоретически ошибочные и политически вредные» высказывания, а его место занял Н.А. Булганин. Министром обороны был назначен Г.К. Жуков.

Недолгим было и торжество В.М. Молотова. В июне 1956 г. он был снят со своей должности и назначен главой министерства Госконтроля. Все большую в руководстве страной играл Н.С. Хрущев.

Важной вехой на пути его политической карьеры стал состоявшийся в феврале 1956 г. XX съезд КПСС, где на закрытом заседании Первый секретарь ЦК выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Впервые за всю советскую историю с трибуны партийного съезда сообщалось о нарушении законности, порочных методах партийного и государственного руководства, раскрывалась правда о массовых репрессиях 1935-1938 гг. и депортации народов. Для большинства делегатов съезда полученная информация стала ужасным открытием. Вместе с тем критика касалась лишь личных недостатков Сталина – грубости, некомпетентности, тщеславия и т.п. За её рамками оказалась административно-командная система, сложившаяся в СССР. Причины неудач и недостатков в жизни страны и народа связывались с наличием капиталистического окружения и объяснялись трудностями построения социализма в одной стране.

Вся ответственность за репрессии в стране была возложена на И.В. Сталина, Л.П. Берию и Н.И. Ежова. Речь Н.С. Хрущева была косвенно направлена и против причастных к репрессиям Г.М. Маленкова, В.М. Молотова, Л.М. Кагановича и др.

Н.С. Хрущёв на трибуне XX съезда КПСС. Фотография 1956 г.

Решения XX съезда имели большое значение для демократизации жизни страны. Отдельные положения доклада Н.С. Хрущёва зачитывались на партийных собраниях в организациях и учреждениях страны. Критика культа личности И.В. Сталина открыла дорогу для преобразований во многих сферах жизни страны. По образному выражению писателя И. Эренбурга, в СССР началось время «оттепели».

Ее наиболее ярким показателем стала реабилитация жертв сталинских репрессий. Из тюрем и других мест заключения были выпущены десятки тысяч невинно осужденных, были сняты обвинения с депортированных народов.Чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы были восстановлены в правах и получили возможность вернуться на родину. Реабилитация, впрочем, не коснулась крымских татар и корейцев, также выселенных в годы войны из мест проживания в другие районы страны. В целях укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия, принято новое уголовное законодательство и положение о прокурорском надзоре.

Политика десталинизации, углубляющаяся демократизация в обществе привели ряд партийных деятелей к мысли, что авторитет СССР и КПСС в результате такой политики пошатнётся и Советская страна потеряет престиж сильного государства.

Однако усиление позиций Первого секретаря ЦК и курс на десталинизацию общества вызвал конфликт в высшей партийно-государственной элите. 18-22 июня 1957 г. на заседаниях Президиума ЦК Г.М. Маленков, В.М. Молотов, Л.М. Каганович, Н.Г. Булганин и др. раскритиковали политику Н.С. Хрущева, его личные и деловые качества и предложили освободить от должности. Но сторонники главы партии во главе с министром обороны Г.К. Жуковым добились созыва Пленума ЦК, на котором осудили взгляды «антипартийной» группы. Г.М. Маленкова, В.М. Молотова, Л.М. Кагановича и др. сняли со всех постов, а позднее некоторых исключили из партии.

Окончательное укрепление позиций Н.С. Хрущева произошло в течение 1957–1958 гг., когда со своих постов были смещены помогший в разгроме «антипартийцев», но очень популярный в народе министр обороны Г.К. Жуков, и поддержавший «антипартийную группу» Председатель Совета Министров Н.А. Булганин. Освободившееся кресло главы исполнительной власти тут же занял сам Н.С. Хрущев, сосредоточив в своих руках весь объем власти в стране. 1958 г. стал годом завершения внутриполитической борьбы в «коллективном руководстве» страной. Серьезных конкурентов на политическом Олимпе у Первого секретаря ЦК больше не осталось.

Политическая борьба в руководстве страной, начавшаяся после смерти И.В. Сталин, завершилась в 1958 г. победой Н.С. Хрущева. Устранив своих политических конкурентов, Первый секретарь ЦК партии возглавил страну и начал проведение широкомасштабных реформ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: