Подготовка реформы

Тема 10: Россия в годы правления Александра II

План

1. Предпосылки и подготовка к реформам

2. Крестьянская реформа

3. Земская и городская реформы

4. Военная реформа

5. Судебная реформа

6. Образовательная реформа

1. Предпосылки и подготовка к реформам

2. Крестьянская реформа

Подготовка реформы.

В конце 1856 — начале 1857 г. был создан Секретный комитет для подготовки реформы, но входившие в его состав убежденные крепостники делали все, чтобы затянуть его работу. Тогда Александр пошел обходным путем. По его просьбе в конце 1857 г. виленский генерал-губернатор В. И. Назимов склонил дворян своих губерний подать царю просьбу об освобождении крестьян.

Программа отмены крепостного права содержалась в опуб­ликованном рескрипте (от лат. rescribo — письменно отвечаю) на имя Назимова. Для разработки условий реформы рекрипт предписывал создать губернские дворянские комите­ты. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Он утвер дил требование об обязательном наделении крестьян землей за выкуп. Позже Главный комитет был преобразован в Редак ционные комиссии (они занимались «редактированием подготовленных губернскими дворянскими комитетами про ектов) во главе с либералом Я. И. Ростовцевым. В работе ко миссий участвовали товарищ министра внутренних дел

Н. А. Милютин, славянофилы Ю.Ф. Самарин и В.А.Чер касский. Поступавшие проекты в основном учитывали поме щичьи интересы, но в Редакционных комиссиях они были серьезно изменены в пользу крестьян.

19 февраля 1861 г., в годовщину своего вступления на престол, Александр II подписал

Манифест об отме не крепостного права.

Условия освобождения крестьян. Бывшие помещичьи крестьяне приобрели личную свободу. Они могли свободно наниматься на работу, уйти в город или заняться промыслами.

Признавалось право собственности помещика на все земли. Исходя из этого крестьяне наделялись усадебной и полевой землей не безвозмездно, а за повинности, а позже — за выкуп.

В течение первых трех лет реформы составлялись уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобож- и имя крестьян. Крестьяне до момента перехода на выкуп и! ртюдились на положение временнообязанных.

Размеры крестьянских наделов определялись местными сажениями. Россия была поделена на три полосы: черноземная, нечерноземная и степная. В каждой из них опреде­лились нормы наделов. Крестьянам предполагалось передать наделы, которыми они пользовались до реформы.

Если отводимый крестьянину надел был больше нормы, то помещик имел право отрезать излишек (так называемые отрезки). И наоборот, если фактический надел крестьянина был меньше нормы, то помещику приходилось прирезать земли.

Помещики постарались установить нормы в своих интересах, и крестьяне в большинстве губерний потеряли часть земель. Они получили в среднем 3,4 десятины на душу. Между том для обеспечения прожиточного минимума в черноземной полосе нужно было иметь не менее 5,5 десятины на душу, а и остальных местностях — от 6 до 8 десятин.

Временнообязанные крестьяне должны были выполнять в пользу помещика повинности в виде денежного оброка или парщины. Период перехода от повинностей к выкупу растянулся на 20 лет (с 1863 по 1883 г.). Лишь в западных губерниях все крестьяне были сразу переведены в разряд крестьян- с.обственников.

Величина выкупа определялась размером капитализированного (приносящего прибыль) оброка из расчета 6 % годовых. Например, если крестьянин платил оброк в размере 10 рублей в год, то величина выкупа для этого крестьянина должна была составлять 166 рублей 66 копеек. Иначе говоря, положив в банк 166 рублей 66 копеек, помещик получал бы ежегодно 10 рублей, как и прежний оброк, но уже в виде процентов.

Разумеется, мало кто из крестьян мог сразу выплатить помещику весь выкуп. Но помещик был заинтересован в получении именно всей суммы сразу. Поэтому была проведена вы­купная операция с участием государства. Крестьяне получали государственный кредит в размере 80 % выкупной суммы. Помещики получали эти 80 % сразу после заключения выкупной сделки.

Остальные 20 % можно было выплатить помещику либо деньгами, либо работой, по договоренности. Кредит государству возвращался в течение 49 лет в форме выкупных платежей с процентами. Сумма этих платежей в итоге намного (почти на 300 %) превышала затраты государства.

По крестьянской реформе 1861 г. крестьянская община и ее выборные органы стали низшим звеном административ ного управления, заменив собой помещичье управление. Были определены функции общины, получившей наименование сельское общество, права и обязанности сельского схо да как собрания глав крестьянских дворов, а также избираемого сельским сходом старосты.

3. Земства и городские думы

1 января 1864 г. было введено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Земства учреждались в уездах и губерниях как всесослов­ные органы местного самоуправления. Избирательная система строилась по принципу имущественного ценза, по куриям. Курий было три: земледельческая, городская и курия сельских крестьянских обществ.

В земледельческую курию входили уездные землевладельцы и крупные владельцы недвижимости. В городской курии объединялись собственники городских промышленных и тор­говых заведений. Третья курия состояла из представителей сельских крестьянских обществ.

Выборы по этой курии были многоступенчатыми. Сначала сельские общества выбирали представителей на волостные сходы. Там избирали выборщи собрание. На уездных земских собраниях избирались губернские гласные. Выборы проводились раз в три года.

Земские органы делились на распорядительные — собрания гласных и исполнительные — земские управы. Собрания гласных заседали раз в год. Они решали хозяйствен­ные вопросы, утверждали земские налоги, выбирали земские управы. Земства распределяли государственные и назначали местные сборы, устраивали благотворительные заведения. В компетенцию земств входили также здравоохранение и народное образование.

Введение земств способствовало развитию местного хозяйства, активизации общественной жизни, просвещения, куль туры.

Городовое положение было учреждено 16 июня 1870 г. Создавались всесословные органы городского управления, избираемые на основе имущественного ценза.

Избирательные права получали промышленники, купцы и владельцы недвижимого имущества. Все избиратели делились на три курии в зависимости от уплачиваемого налога.

Распорядительным органом самоуправления была городская дума, исполнительным — городская управа под председательством городского головы.

Правительство, как и в случае с земствами, постаралось переложить на плечи городского самоуправления дела по ведению местного хозяйства.

Органы самоуправления обязаны были следить за благоустройством городов, развитием промышленности, торговли, здравоохранения и народного образования.

Городской бюджет отягощали расходы на полицию, тюрьмы, воинский постой, съедавшие значительную часть и без того небольших городских средств.

4. Военная реформа

Устав о воинской повинности был утвержден 1 января 1874 г. Все мужское население, достигшее 21 года, подлежало призыву на военную службу. Для армии был установлен 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе.

Моряки служили 7 лет и 3 года находились в запасе. От службы были освобождены многие категории населения (единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье и т.д.). Срок службы уменьшался при наличии образования.

Введение всеобщей воинской повинности позволило иметь небольшую, а следовательно, недорогую армию в мирное время и значительные резервы на случай войны.

Перевооружение армии потребовало создания новых заводов и новых производств. Немаловажное значение имели изобретения русских ученых. Так, выдающийся металлург

П. М. Обухов сделал открытие, благодаря которому в России впервые в мире стали производиться стволы орудий из литой стали.

5. Судебная реформа

В 1864 г. были обнародованы Указ о судебной реформе и новые Судебные уставы. В основу суда были положены принципы бессословности судопроизводства, гласности и публичности состязательного процесса.

Судьи по­лучали жалованье из государственной казны, но уволить их можно было только по собственному желанию или по решению суда. Для устранения волокиты по причине пробелов в законодательстве судьям предоставлялось право толкования законов.

Одним из результатов проведения реформы стало упрощение судопроизводства. Было установлено два вида судов: ми­ровые и общие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: