Реформы в области образования и печати. Дальнейшее развитие страны имело на своем пути серьезное препятствие — низкий образовательный уровень населения и отсутвие системы массовой подготовки специалистов.
Положение о начальных училищах (1864) ввело помимо государственных и церковно-приходских земские и воскресные училища. Средние учебные заведения — гимназии — Пыли разделены на классические и реальные.
В классических гимназиях предпочтение отдавалось гуманитарным предметам, изучались древние языки, велась подготовка к поступлению в университеты. Реальные гимназии готовили специалистов для промышленности и торговли. Здесь особое ннимание уделялось точным наукам, естествознанию.
Выпускники реальных гимназий могли поступать только в технические высшие учебные заведения. В 1871 г. различие между классическими и реальными гимназиями еще более усилилось.
В классических гимназиях ввели восьмилетний срок обучения. Реальные гимназии были переименованы в училища с шести летним сроком обучения. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, а в середине 90-х гг. XIX в. — уже около 600.
|
|
18 июня 1863 г. был утвержден новый устав университетов.
Он заметно ослаблял бюрократическую опеку и провозглашал внутреннюю автономию университетов.
В 1858 г. появились женские гимназии. На рубеже 70 — 80-х гг. XIX в. женщин стали допускать в университеты на правах вольных слушательниц.
В 60 — 70-е гг. XIX в. были организованы Высшие женские курсы с университетской программой в Москве и Петербурге. Так Россия стала второй (после Швейцарии) страной мира, где имелось высшее женское образование.
12 мая 1862 г. были приняты Временные правила по цензуре, в целом носившие благожелательный характер по отношению к изданиям.
Критические материалы было разрешено помещать только в изданиях с подписной ценой не ниже 6 рублей в год, недоступных для простого народа. Подобный порядок был установлен и для книг.