Академический час

Рекомендуемая литература:

Ø Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. – М.: Наука, 1991. – с.12 – 39.

В качестве отдельной учебной дисциплины, изучаемый нами предмет «История Русской Церкви», появился в XIX столетии. Однако уже в XVIII в. появились серьезные работы таких отечественных авторов, посвященные в целом истории России, как В.Н.Татищев (1686-1750гг.), Щербатов, Болтин. Помимо сбора, описания и систематизации огромного фактического материала посвященного в целом государственной, политической и общественной истории России, в их трудах высказывались, также и общие взгляды на церковно-исторические события.

Старая духовная школа довольствовалась формально схоластическими формами преподавания, что являлось препятствие для написания цельного систематического изложения опыта церковной истории. Наиболее благоприятным для развития русской исторической науки, в том числе и церковной истории, явилась эпоха Екатерины II, когда вместе со славой русского оружия, заметно поднялось национальное самосознание, что, безусловно, повлияло, в первую очередь на образованные круги. В это время издается ряд древних летописей и других исторических документов.

Выходят из печати и первые церковно-исторические записки. Их автором был Московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) (1708-1771гг.), прежде преподававший в Александро-Невской семинарии. Но, к сожалению, до наших дней не сохранился этот один из первых опытов систематизации отечественной церковной истории. Записи были уничтожены вслед за трагической кончиной архиепископа Амвросия, во время чумы в 1771г. В это же время протоиерей Московского Архангельского собора отец Петр Алексеев составил в пяти частях «Начертание истории греко-российской церкви». В 1805г. архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Платон, будущий Московский митрополит, приказал выделить историю в отдельную дисциплину. В этом же году он издал «Краткую российскую церковную историю». Здесь же следует упомянуть о работах Киевского митрополита Евгения (Болховитинова) (1767-1837гг.). Занятия историей привлекали его еще со школьной скамьи. По окончании Московской Академии он занимает должность преподавателя истории в своей родной семинарии в Воронеже, где увлекается изучением местной старины. В 1880г. овдовев, принимает монашество и становится префектом Александро-Невской семинарии и вскоре преподает здесь церковную историю, привлекая студентов к написанию диссертаций преимущественно на темы русской истории. В последствии, занимая епархии Новгорода, Вологды, Калуги, Пскова и Киева, он неутомимо собирает материалы по местной церковной истории. Выдающимися трудами святителя Евгения (Болховитинова) являются «История Российской иерархии», «Описание Киево-Софийского собора и история Киевской иерархии», «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви».

Настоящий и действительно научно систематический труд по нашему предмету, появился с выходом в свет в 1847-1848гг. «Истории Русской Церкви», написанный архиепископом Филаретом (Гумилевским). В 1830г. по окончании курса учебы в Московской Духовной Академии и принятия монашества Филарет (Гумилевский) был оставлен при академии бакалавром по кафедре церковной истории. Этот момент можно считать, как начало его углубленных занятий над изучением отечественной церковной истории.

Почти одновременно с Филаретом, выступил его младший современник, в последствии митрополит Московский Макарий (Булгаков) (1816-1882гг.). Его «История Русской Церкви», ныне переизданная, по благословению Святейшего патриарха Алексия II, к 850-летию Москвы, является ныне общедоступным источником, и я настоятельно рекомендую почаще обращаться к этому труду. В семинарской библиотеке есть эти книги.

Упомяну еще об одном историке, - это академик Е.Е. Голубинский. Его «История Русской Церкви» так же есть в нашей библиотеке. Желающие могут обращаться к этой книге, но прошу сразу уяснить себе, что автор несколько рационалистически подходит к освящению некоторых вопросов и это нужно учитывать.

Хорошим пособием могут быть для многих «Очерки по истории Русской Церкви» А.В. Карташова. Прошу серьезно просмотреть его двухтомник. Этот труд можно использовать, хотя многое изложено слишком подробно, в объеме, который превышает наши требования, но, тем не менее, книга полезная.

При подготовке некоторых тем и написании рефератов можно использовать произведения Костомарова, книги которого так же есть в библиотеке.

Есть еще «История Русской Церкви» М.В. Толстого, очень полезная для домашнего чтения.

 
 

Митрополит Макарий (Булгаков)

Всех прошу ознакомиться с фондом учебной библиотеки, уметь работать с литературой. В ближайшее же время мы с вами посетим научную областную библиотеку, т.к. там собраны в основном книги по истории церкви в пределах нашей епархии. Думаю, что кого-то это заинтересует.

Мы же будем пользоваться семинарским конспектом и «историей» Н. Тальберга., в силу доступности для всех этих учебников.

У меня такие требования:

1) Всем завести специальную тетрадь для выполнения домашних заданий. Так же, если в этом будет необходимость в тетради можно конспектировать мои лекции, в том объеме какой индивидуально каждому необходим. Записывайте даты, имена, названия, все то, что понадобится для ответа у доски.

2) Желательно пользоваться картами.

3) На каждом уроке конспекты я буду проверять.

Условная периодизация курса:

1. От крещения Руси до монголо-татарского нашествия (1240г.)

2. От монголо-татарского нашествия до разделения Русской митрополии (1458г.)

3. От разделения митрополии до учреждения патриаршества (1589г)

4. Патриарший период (до 1701г.)

5. Церковь в XVIII столетии

6. Церковь в XIX столетии.

Контрольные вопросы:

1. Понятие о науке «История Русской Церкви». Источники науки. Разделение на периоды


Тема:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: