Христианство при первых князьях Рюриковичах

 
 

Памятник основателям Киева

Первые признаки наличия государственности стали обнаруживаться у восточных славянских племен с появлением на историческом горизонте трех братьев варягов – Рюрика, Синеуса и Трувора в Новгороде, и Аскольда и Дира в Киеве. Добрых отношений с Византией, направлявшей друг против друга тюркские и славянские племена, в то время не было. Поэтому летом 860 года, пока император Михаила III воевал с арабами в Малой Азии, а флот находился на острове Крит, армия руссов под водительством Аскольда блокировала Константинополь. Как повествуют византийские историки: «…явились на двухстах ладьях новые враги империи, скифский народ руссы. С необычайной жестокостью опустошили они всю окрестную страну, ограбили соседние острова и обители, убивали всех до одного пленника и привели в трепет жителей столицы. Получивши столь горестную весть от Цареградского епарха, император бросил войско и поспешил к осажденным. С трудом пробился он сквозь неприятельские суда в свою столицу и здесь первым долгом счел для себя, прибегнуть с молитвой к Богу. Целую ночь молился Михаил вместе с патриархом Фотием и бесчисленным множеством народа в знаменитой Влахернской церкви, где хранилась тогда чудотворная риза Богоматери. Наутро при пении священных гимнов изнесена была эта чудотворная риза на берег моря, и едва только она коснулась поверхности воды, вдруг море, дотоле тихое и спокойное, покрылось величайшей бурей; суда безбожных руссов были рассеяны ветром, опрокинуты или разбиты о берег; весьма малое число избежало гибели»[15].

Испытав, таким образом, гнев Божий, по молитвам, управлявшего в то время, Византийской церковью патриарха Фотия, - продолжают другие греческие писатели, - руссы возвратились в отечество и спустя немного прислали послов в Константинополь просить себе крещения[16]. Их желание было исполнено, к ним послан был епископ.

Когда этот епископ прибыл в столицу руссов, повествуют третьи, - царь руссов поспешил собрать вече. Тут присутствовало огромное множество простого народа, а председательствовал сам царь со всеми вельможами и сенаторами. Начали рассуждать о вере своей и христианской; пригласили архипастыря и спросили его, чему он намерен учить их. Епископ раскрыл Евангелие и стал говорить им о Спасителе и совершенных Им чудесах, упоминал он также и о чудесах Ветхозаветных. Русы слушая благовестника, сказали ему: Если мы не увидим чего-либо подобного тому, что, по словам твоим, случилось с тремя отроками в пещи, мы не хотим верить». Епископ смело отвечал язычникам: «хотя не должно искушать Господа, однако, если вы искренно решили обратиться к Нему, просите, чего желаете, и Он все исполнит по вашей вере». Люди просили повергнуть в огонь книгу – Святое Евангелие, давая обет, обратиться к Богу, в случае, если она останется невредимой. Епископ исполнил просимое и с молитвой положил он книгу в костер. Прошло несколько часов, сгорели дрова, и на пепелище лежало Евангелие совершенно целое и невредимое, сохранились даже ленты-закладки. Уверенные варвары начали креститься. Вот такие свидетельства сохранили нам старинные греческие авторы. Патриарх Фотий в своем послании (866-867гг.) заключает: «Россы, еще недавно бывшие нашими врагами, ныне сделались христианами». Характеризуется этот народ, как хорошо известный своей самостоятельностью и воинственностью. Став христианами, руссы из врага Византии стали союзниками.

Как известно Аскольд получил в крещении имя Николай, и в последствии над его могилой в Киеве была построена церковь в честь этого святого. После своего крещения князья Аскольд и Дир еще в течение 15 лет управляли Киевом. В это время под их покровительство христианская община могла окрепнуть и вырасти. Но после их смерти в 822 году, очевидно, что они пострадали, как мученики, воцарился язычник Олег. При приемнике Олега князе Игоре (912-945гг.), вера распространялась, существовали постоянные связи между греками и нашими предками, многие из руссов служили в греческом флоте. По Днепру и Черному морю, в то время ходили целые торговые караваны, русские купцы по долгу жили в Константинополе, где у них был свой квартал, в районе монастыря святого Мамы. К концу княжения Игоря, в договоре 944 года Русь разделяется на крещеных и некрещеных. Причем христиане везде ставятся на первое место. В великокняжеской дружине служило много варягов и среди них, так же было много христиан. По этому мирному договору христиане должны были принимать присягу в Киевской церкви святого Илии, которая именуется соборной, значит, были в то время и другие церкви.

Однако следует сказать, что язычество все еще оставалось господствовавшим. Действительной «денницей перед солнцем, аки заря перед светом», явилась в нашей земле святая княгиня Ольга. После смерти Игоря вся власть перешла в руки Ольги, которая своей мудростью и благодетельностью сумела привить к себе всеобщую любовь и уважение. В возрасте 67 лет она предпринимает трудное и дальнее путешествие по Днепру, через пороги окруженные печенегами и Черное море в Константинополь. Потрудившись для пользы земного своего отечества, возлюбила она «новый свет», захотела стать христианкой и отправилась туда, где могла почерпнуть веру из самого источника. Император Константин Багрянородный устроил ей торжественную встречу и был ее восприемником в таинстве Крещения. Наставлял в вере и затем крестил, славившийся своей ученостью патриарх Полиевкт. Святитель обратился к ней со словами: «Благословенна ты в женах русских за то, что возлюбила свет и оставила тьму; сыны России не перестанут благословлять тебя в роды родов». Вняв наставлениям о церковном уставе, молитве, посте, милостыне, чистоте телесной и т.д. княгиня приняла от патриарха в качестве благословения святой крест, хранившийся в последствии, как величайшая, драгоценная святыня в Киевском Софийском соборе.

«Аки луна в нощи», сияла она среди язычников для их духовного просвещения. К сожалению, тщетными оказались попытки Ольги обратить к вере своего сына Святослава. «Молилась она день и ночь за сына своего и за свой народ». Равноапостольная княгиня старалась и киевлян привлечь к христианству. И хотя Святослав сам не крестился, он не возбранял это делать другим. Не ограничиваясь столицей, Ольга обходила грады и веси своей земли с проповедью. Многие «любезно принимали от уст ея слово Божие и крестились». На местах, где стояли идолы, были кумирницы и капища, блаженная княгиня ставила кресты.

 
 

Святая княгиня Ольга

После своего крещения Ольга прожила еще 12 лет. Вся жизнь княгини в этот период времени, была посвящена делу духовного просвещения наших предков. Таким образом, она подготавливала и приближала великую эпоху повсеместного распространения христианства на Руси. Занимаясь воспитанием своих внуков Владимира, Олега и Ярополка, в то время, когда отец их Святослав предавался военным занятиям, она сеяла в сердца их семена святой веры. Иакимовская летопись содержит сведения о том, что Ольга построила и первую, деревянную тогда еще, церковь святой Софии. Скончалась святая в 969 году, погребена, согласно завещания по-христиански, на могиле ее не совершалась языческая тризна.

Со смертью великой Ольги произошло изменение в отношении к христианам со стороны центральной власти. Так Иакимовская летопись сообщает, что когда Святослав потерпел неудачу в войне в болгарами и греками, то по совету своих приближенных – язычников стал преследовать христиан. Он намеревался по возвращении в Киев истребить в столице всех придерживающихся греческой веры. Однако на обратном пути Святослав был убит и его замыслу не суждено было осуществиться.

Воцарение на Киевском престоле в 980 году Владимира Святославича не принесло ничего хорошего христианам. Первым делом он воздвиг в Киеве и Новгороде новых идолов. Многие верующие, даже были вынуждены скрывать свою веру, в те дни. Однажды, после одной из побед, великий князь решил принести в жертву богам человеческое жертвоприношение. По совету бояр и старцев был брошен жребий. Страшный выбор пал на прекрасного юношу, сына варяжского дружинника - воина. Этот варяг переехал на Русь из Греции и был христианин. Напрасно бедный отец уговаривал народ и старцев, говоря, что их истуканы суть творение человеческих рук, Единый же есть Бог творец неба и земли. Он не нуждается в человеческих жертвах. Слова воина лишь раздражали толпу. Рассвирепевшие язычники ворвались во двор варяга, разметали ограду и требовали выдать им юношу. Отец, защищая сына, стоял в это время в сенях своего дома и отвечал: «если боги ваши суть точно боги, то пусть они пошлют одного из среды себя, чтобы взять сына моего, а вы чего требуете?… Раздраженные киевляне подсекли сени дома и под развалинами погребли варяга Феодора и сына его Иоанна. Это были первые российские мученики, которых Церковь Русская чтит до сего дня.

 
 

Убиение святых мучеников варягов Феодора и Иоанна, миниатюра из др. летописи

Контрольные вопросы

4. Расскажите о первых мучениках за христианскую веру при первых князьях Рюриковичах.

5. Христианство в пределах России до начала Русского государства.

6. Значение княгини Ольги для христианизации Руси


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: