При прохождении порогов, в отличие от слаломной трассы, совершенно не обязательно работать изо всех сил от старта до финиша. При таком сплаве вы, скорее всего, элементарно устанете задолго до конца порога. А каякеру всегда необходимо иметь в запасе немного сил на случай непредвиденных маневров. Если вы будете чрезмерно торопиться вперед, вы сами можете поставить себя в ситуацию, когда быстродействие вашего мозга окажется недостаточным для обработки всей поступающей информации и управления каяком в режиме реального времени. Наконец, таким образом вы просто сокращаете время, проведенное вами на воде.
Поэтому каякер должен уметь правильно определять не только места, требующие наиболее напряженной работы, но и места, где можно отдохнуть, расслабиться и, однажды направив каяк требуемым образом, впоследствии минимально участвовать в его движении. Это могут быть даже 1–2 холостых гребка между двумя ключевыми точками порога. Конечно, для такого сплава тоже требуется определенный навык, и это одно из слагаемых мастерства каякера. Внешне лодка кажется предоставленной самой себе, но за отстраненностью и расслабленностью гребца на самом деле скрывается истинное искусство управления: способность получать желаемый результат при минимальных усилиях со своей стороны.
|
|
Чтобы выработать этот навык, не пытайтесь всегда насильно заставить лодку двигаться самым противоестественным образом. На простых участках больше позволяйте ей двигаться по своему разумению и наблюдайте за ее движением. Поставьте перед собой, например, такую задачу: пройти данный участок с минимальным вмешательством в движение лодки. Типичное поведение лодки, которое вы заметите при таком сплаве, не только позволит вам понять, до какой степени вы можете предоставлять ее самой себе, но и подскажет вам наиболее эффективные действия в сложных препятствиях.
Пока каяк движется в основном сам по себе (без вашего управления, но под вашим наблюдением), вы можете собраться с силами, восстановить дыхание, восстановить ориентировку и, наконец, неторопливо и продуманно зайти в очередное сложное место. После этого вы и начнете работать в полную силу. Подобный агрессивно-пассивный стиль наиболее эффективен в длинных, сложных порогах и, помимо всего прочего, позволяет продлить удовольствие от общения с бурной водой.