№ строки | Кредитуемые счета Дебетуемые счета, статьи аналитического учета | Разные суммы, отраж. в журналах-ордерах | Итого по цеху | ||||||||
25 «Общепроизводственные расходы» Амортизация оборудования | |||||||||||
Затраты по ремонту Производственного оборудования, Транспортных средств | |||||||||||
Эксплуатация оборудования | |||||||||||
Содержание аппарата управления цеха | 2 520 | ||||||||||
Амортизация зданий. сооружений | |||||||||||
Содержание зданий, сооружений | |||||||||||
Итого по счету25 | |||||||||||
20 «Основное производство» | 84 000 | ||||||||||
Изделия «А» | |||||||||||
Изделия «Б» | |||||||||||
Изделия «С» | |||||||||||
Итого по сч.20 | |||||||||||
28 «Брак в производстве» | |||||||||||
ВСЕГО |
Методы учета затрат на производство классифицируются по ряду признаков:
-по отношению к технологическому процессу — простой, позаказный, попередельный;
- по объекту калькуляции -деталь, узел, изделие, заказ, передел и т.д.;
- по способу сбора информации, обеспечивающими контроль за затратами — нормативный и текущий.
Простой метод учета затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции заключается в том. Что прямые и косвенные фактические затраты учитываются по установленным статьям на весь выпуск продукции. При этом среднюю себестоимость единицы продукции определяют делением всех производственных затрат на количество готовой продукции. Отчетные калькуляции обычно составляют один раз в месяц.
Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в индивидуальных и мелкосерийных производствах, когда изготавливается одно или несколько изделий по заказу. Заказ открывают на основе договора с заказчиком. Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат на производство.
Попередельный метод учета затрат применяют в производствах, где обрабатываемое сырье проходит несколько отдельных, самостоятельных фаз обработки (переделов). Каждый передел — законченная фаза производства, после которой предприятие получает не готовый продукт. а полуфабрикат, но этот полуфабрикат может использоваться либо в дальнейшей переработке. либо реализован на сторону. при этом варианте учете а затрат рассчитывается себестоимость как каждого предела. так и конечного продукта.
Пример 2
20 «Основное производство» 21«Полуфабрикаты собственного
Цех № 01 производства»
Дт Кт Дт Кт
1. Стоимость сырья - 15000 руб. 2. Заработная плата - 8000 руб. | Себестоимость полуфабрикатов = 23000рублей (первый передел) | Себестоимость первого передела – 23 000 рублей | Себестоимость первого передела, отпускаемого во второй цех- 23 000рублей | |
20 «Основное производство» Цех N 02 Дт Кт | ||||
1.Себестоимость первого передела – 23 000 рублей 2.Стоимость переработки - 7000 рублей | Себестоимость второго передела- 30000рублей | Себестоимость второго передела- 30 000 рублей | Себестоимость второго передела, отпускаемого в цех N 03- 30 000 рублей |
20 «Основное производство» Цех №03 43 «Готовая продукция»
Дт Кт Дт Дт
1.Себестоимость второго передела- 30 000 рублей 2.Стоимость переработки- 10000рублей | Себестоимость готовой продукции- 40000 рублей | Себестоимость готовой продукции— 40000рублей |
Нормативный метод используется в серийных и массовых производствах и в основе содержит технически обоснованные нормы расхода сырья, материалов, рабочего времени, денежных ресурсов и т.п.
Отпуск материалов в производство, начисление заработной платы, использование инструментов, электроэнергии осуществляется на основе действующих норм. На основе этих норм разрабатывают нормативные калькуляции. Сопоставление фактических затрат с нормативными, дает возможность анализировать деятельность предприятия и выявлять резервы. При этом ведут учет отклонения фактических затрат от нормативных. Факты изменения норм фиксируются в специальных документах — извещениях. Извещения об изменении норм должны оформляться:
-по расходу материалов - технологическим отделом;
-по заработной плате - отделом труда и заработной платы;
-по электроэнергии энергии - отделом главного энергетика и т.д.
Бухгалтерия на основании первичных документов осуществляет учет затрат по нормам с учетом изменений каких - либо норм и отклонениям от норм.
Расчет фактической себестоимости продукции при этом производится по формуле:
Фс = Нс + Он + Ин,
где: Фс – фактическая производственная себестоимость готовой продукции;
Нс - нормативная себестоимость продукции;
Он - отклонения от норм;
Ин - изменения норм.
Расходы будущих периодов возникают в связи с освоением новых видов продукции, предварительной подпиской на техническую литературу, осуществлением арендной платы авансом и т.п. В момент совершения расходов на их сумму дебетуют счет 97 «Расходы будущих периодов» и кредитуют счета материальных, финансовых ресурсов. По мере наступления соответствующих отчетных периодов относящиеся к ним расходы подлежат распределению (списанию) и включению в себестоимость продукции отчетного периода.
Пример 3. 10 октября 2014 года оформлена подписка на специализированные журналы и газеты на первое полугодие 2015 года. Сумма подписки согласно счету составила 11180 рублей, включая 1 180рублей НДС.
В октябре 2014 года в учете будут сделаны следующие записи:
1. Дт 97 «Расходы будущих периодов» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 10 000 рублей - отражена сумма задолженности за подписку согласно счету;
2. Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 1 180 рублей – отражена сумма НДС по подписке;
3. Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт 51 «Расчетные счета» - 11 180 рублей — произведена оплата за подписку
4. Дт 68 «Платежи в бюджет» Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 1 180 рублей – зачтен НДС.
Начиная с января 2015, года расходы по подписке равными долями в размере одной шестой будут включаться в себестоимость продукции текущего месяца. Так в январе 2015 года будет сделана следующая запись на счетах:
1. Дт 26 «Общехозяйственные расходы» Кт 97 «Расходы будущих периодов» - 1667рублей (10 000рублей / 6месяцев), и т.д. 6месяцев.
Счет 96 «Резерв предстоящих расходов и платежей» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу.
В частности на этом счете могут быть отражены суммы:
-предстоящей оплаты отпусков;
-на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
-производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
-на ремонт основных средств;
-на гарантийный ремонт и обслуживание.
Резервирование тех или иных сумм отражается по кредиту счета 96 «Резерв предстоящих расходов и платежей» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство и расходов на продажу.
Фактические расходы, на которые был ранее создан резерв, относятся в дебет счета 96 «Резерв предстоящих расходов и платежей» с кредита счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 10 «Материалы», 23 «Вспомогательное производство», и др. Правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет и расчетов и корректируется. Аналитический учет по счету96 ведется по отдельным резервам.
Как уже отмечалось, затраты в зависимости от способа включения их
в расчетпри формировании затрат по конкретному виду продукции (работ, услуг) подразделяются на прямые и косвенные.
Под косвенными затратами понимаются затраты, которые не представляется возможным непосредственно включить в затраты по видам продукции (работ, услуг).
Косвенными затратами, как правило, являются затраты, связанные с обслуживанием и управлением производством продукции, продажей продукции, управлением организацией в целом.
Предприятию надлежит решить вопрос об организации учета косвенных расходов. Это необходимо с точки зрения формирования себестоимости конкретных видов продукции, работ, услуг, а также с целью управления этими затратами. Поэтому в обязательном порядке осуществляется планирование состава и размера этих затрат с таким расчетом, чтобы они не превышали определенный установленный процент (сумму) по отношению, обычно, к прямым затратам и таким образом не сказывались отрицательно на себестоимости продукции.
При этом организация может принять решение о формировании затрат общепроизводственного назначения (затраты по обслуживанию и управлению производством) и общехозяйственного назначения (затраты по управлению предприятием в целом) на одноименных счетах: 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
При выделении в учете статьи «Общепроизводственные расходы» в нее включаются затраты по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации: затраты по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств, используемых в производстве продукции, выполнении работ, услуг; стоимость и затраты на ремонт иного имущества (например, специальных приспособлений, инструмента, учитываемых в составе оборотных средств, (как покупных, так и собственного изготовления), санитарно - технологической одежды, средств индивидуальной защиты рабочих, затраты по страхованию указанного имущества; затраты на отопление, освещение и содержание помещений; арендная плата за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства; затраты на мероприятия по охране труда, другие затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства. В состав фактических расходов общепроизводственного характера включаются потери от простоев, потери от порчи материальных ценностей в цехах, другие непроизводительные расходы. Затраты по ремонту и обслуживанию оборудования и транспортных средств цехов могут быть выделены из состава общепроизводственных затрат в отдельную статью, например, «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования».
Затраты общепроизводственного назначения должны включаться только в себестоимость продукции данного подразделения. При этом распределение их между видами продукции может производиться разными методами по усмотрению предприятия.
В статью «Общехозяйственные расходы» подлежат включению затраты, связанные с управлением организацией в целом (если организацией не принято решение о формировании затрат на управление в организации вне зависимости от уровня управления на отдельной статье учета). В нее включаются затраты на оплату труда работников, выполняющих функции управления организацией в целом (организация производства, его обслуживания, планирования, учета, контроля, надзора и пр.); затраты на материально-техническое и транспортное обслуживание и обеспечение иных нормальных условий осуществления и управленческого процесса (амортизационные отчисления и затраты на содержание используемого для управленческих целей транспорта, затраты на выплату компенсации работникам за использование личных автомобилей для служебных поездок; амортизационные отчисления и расходы по содержанию и обслуживанию зданий, помещений, сооружений, оборудования, технических средств управления (вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации и пр.), инвентаря, и т.п., предназначенных для обеспечения процесса управления; затраты на служебные командировки, связанные с деятельностью организации, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и др. выездных документов); затраты, связанные с оказываемыми организации услугами связи и другими услугами, необходимыми для выполнения функций управления (консультационными, информационными, юридическими, нотариальными, аудиторскими и пр.); затраты по приему и обслуживанию представителей других организаций, включая иностранные, при проведении переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества, приему и обслуживанию участников, прибывающих на заседания совета (правления) и ревизионной комиссии организации; затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, с набором рабочей силы и пр.)