Схема с оплатой перевозки грузов

Используется перевозчиком в том случае, если эксплуатационные условия обеспечивают необходимую для рентабельной эксплуатации степень загрузки подвижного состава.

При использовании данной схемы плата с потребителя взимается за заказ подвижного состава, плата за время простоя автомобиля у потребителя и плата за собственно перевозку определенного количества груза на определенное расстояние в определенном подвижном составе.

Роль платы за заказ (плата взимается в момент оформления заказа) заключается в гарантированном возмещении прямых затрат АТП на подачу автомобиля потребителю в случае, если отправитель груза по тем или иным причинам откажется от его использования.

Оплата пребывания под погрузкой или разгрузкой компенсирует потери, связанные с простоями подвижного состава у потребителя.

Плата за перевозку покрывает издержки, связанные с выполнением необходимой транспортной работы. Тарифная схема с оплатой перевозки груза является трехставочной.

Формула расчета тарифной платы за услугу Дт имеет вид:

Dт = dз + dч ·Тпр.к+dткмР,

где dз, dч, dткм - соответственно, тарифные ставки платы за заказ, час пребывания подвижного состава под погрузкой и разгрузкой, тонно-километр пробега с грузом данного класса, руб;

Тпр.к - продолжительность пребывания подвижного состава у клиента,ч;

Р - объем выполненной транспортной работы с учетом вида перевозок (городские, пригородные, междугородные),ткм.

При определении тарифной платы в соответствии с данной схемой взаиморасчеты с клиентами строятся следующим образом. вначале совместно с ними определяется тип подвижного состава, который необходим для выполнения заказа, а также время и место начала выполнения заказа.

После этого клиент вносит плату за заказ в соответствии с размером ставки dз.

Предварительное внесение клиентом платы за заказ гарантирует возмещение затрат, связанных с подготовкой транспортного процесса и исключает возможность возникновения ситуации, когда АТП уже понесло определенные расходы на подготовку выполнения заказа, а клиент от него отказался. Дальнейшие расчеты производятся по завершении выполнения заказа.

Применение трехставочной системы построения тарифов позволяет наряду с более правильным отражением изменения затрат стимулировать клиентов в заказе подвижного состава максимально необходимой грузоподъемности (удельные значения тарифных ставок изменяются в расчете на 1т грузоподъемности), а также сокращать продолжительность простоя подвижного состава в пунктах погрузки-разгрузки, так как размер тарифной платы за простой под грузовыми операциями увеличивается прямо пропорционально времени простоя.

Для того, чтобы тарифные ставки полностью отражали изменения необходимых затрат, их следует устанавливать для каждого конкретного подвижного состава, вида сообщения, типа дорожного покрытия, вида перевозимого груза. Обязательно нужно учитывать регион осуществления перевозок, его климатические и другие условия, размеры платежеспособного спроса. То есть практически для каждого возможного случая выполнения автотранспортной услуги, что естественно невозможно предусмотреть при разработке прейскуранта тарифов. В этом случае определение тарифной платы сводится к простому составлению сметы затрат.

А для того, чтобы было возможно разрабатывать прейскурант тарифов при дифференциации тарифных ставок, следует объединить некоторые факторы.

В случае, если спрос на рынке автотранспортных услуг превышает предложение, агрегировать следует только те показатели, имеющие широкий разброс значений, но не оказывающих существенного влияния на уровень необходимых затрат. К таким показателям можно отнести например техническое состояние подвижного состава. В этом случае тарифные ставки можно было бы определять для каждой марки подвижного состава со средним сроком службы и уровнем технического состояния. Имея значения тарифных ставок для каждой марки подвижного состава, АТП учитывает также тип его специализации и тем самым косвенно вид перевозимого груза. В этом случае как бы отпадает необходимость дифференциировать значения тарифных ставок по видам перевозимых грузов. В итоге это скажется сразу же на значительном сокращении возможных случаев, требующих отражения необходимых затрат.

С сокращением разрыва между спросом и предложением у клиентов появляется возможность в выборе более экономичного для него способа доставки грузов.

В этом случае АТП будет вынуждено идти на дальнейшее объединение показателей, влияющих на величину необходимых затрат, но не влияющих на качество выполнения транспортных услуг. К этим факторам в первую очередь следует отнести марку и грузоподъемность автомобиля. Например, бортовой автомобиль одной грузоподъемности может быть как марки МАЗ, так и КАМАЗ. очевидно, АТП пойдет на усреднение тарифных ставок таких групп автомобилей в соответствии только с их грузоподъемностью или даже по интервалам грузоподъемности. В связи с этим можно предложить учесть в трехставочной схеме построения тарифов для перевозки грузов интервал грузоподъемности автомобилей (например до 1т, от 1 до 1,5т, от 1,5 до 2,5 и т.д), вид сообщения (городские, пригородные, междугородные).

При равновесии между спросом и предложением прейскурант тарифов должен очевидно отражать только количественную сторону выполняемых услуг. В этом случае при выполнении перевозок интервалы грузоподъемности будут заменены соответствующими значениями масс отправок груза, т.е количеством груза, перевозимого за одну ездку, а тип специализации подвижного состава на вид перевозимого груза.

Если АТП работает с надежным потребителем и нет сомнений в загрузке подвижного состава поданного под погрузку автомобиля, то отдельная плата за заказ может быть исключена. Аналогично и с временем простоя под погрузкой-разгрузкой.

Схема с оплатой использования подвижного состава

Схема предусматривает оплату автомобиле-часов работы у потребителя и применяется в тех случаях, когда условия эксплуатации не обеспечивают достаточной загрузки подвижного состава.

В зависимости от условий эксплуатации тарифная плата может предусматривать также отдельную плату за заказ и оплату пробега подвижного состава. Формула для расчета тарифной платы имеет вид:

Dт = dp+dпрLп+dачАЧ,

dз, dпр,dач - соответственно тарифные ставки платы за заказ, за километр пробега и автомобиле-час пользования,руб;

Lп - пробег подвижного состава с момента выезда из АТП к заказчику и до момента возвращения в АТП после работы у него;

АЧ - автомобиле-часы работы подвижного состава у заказчика.

Время нахождения автомобиля у заказчика исчисляется с момента выезда автомобиля из АТП за вычетом времени обеденного перерыва и отдыха водителя, а также времени простоя автомобиля по вине АТП. При использовании автомобиля свыше суток плата исчисляется за фактическое время использования, но не более, чем за 16 час в сутки.

Время за пробег автомобиля от АТП до пункта подачи и обратно определяется из расчета скорости передвижения 30 км/час. Как и в первом случае плата за заказ может не взиматься.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: