Налогообложение субъектов малого предпринимательства:единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения, страховые взносы, транспортный налог

4.1. Существенное влияние при прочих равных условиях на размер чистой прибыли оказывает сумма налогов, отчислений и прочих обязательных платежей. Налоги - это обязательные платежи, поступающие в доход государства в установленных законом размерах и сроках.

Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему. В ней налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция налогов - это образование государственных денежных фондов (огосударствление части национального дохода в денежной форме).

Экономическая функция налогов неотделима от фискальной и тесно с ней связана. Она выражается в том, что налоги активно участвуют в перераспределительных процессах: они стимулируют или ослабляют темпы воспроизводства, накопления капитала, расширяют или ослабляют платежеспособный спрос населения. В соответствии с этим экономическая функция может быть разделена на регулирующую и стимулирующую подфункцию.

В общем случае налоги должны выполнять регулирующую, стиму-
лирующую, распределительную и фискальную функции. Регулирова-
ние
развития народного хозяйства достигается путем маневрирования налоговыми ставками, предоставлением льгот, применением штрафных санкций. Изменяя условия налогообложения, государство создает условия для селективного развития экономики, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот и
санкций государство может стимулировать инвестиционную актив-
ность, направленную на техническое перевооружение предприятии и
отраслей, внедрение достижений науки и передового опыта в произ-
водство. Распределительная (точнее, перераспределительная) функция заключается в том, что часть доходов предприятий и граждан, поступающая в государственный бюджет в виде налогов, направляется на развитие производственной и социальной инфраструктур, а также капиталоемких отраслей с длительными сроками окупаемости затрат-и, наконец, за счет налогов содержится государственный аппарат, финансируется оборонный комплекс и непроизводственная сфера (фундаментальная наука, образование, культура и т. д.). В этом заключается фискальная функция налогов.

Налоговая система построена на сочетании прямых и косвенных налогов. Первые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика; вторые включаются в виде надбавки в цену товара или услуги и оплачиваются потребителем.

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода лил по декларации о доходах.

Косвенные налоги - это акцизы на отдельные виды товаров: налог на добавленную стоимость, фискальные монополии (например, на табак, алкоголь), таможенные пошлины. Косвенные налоги выполняют в основном чисто фискальную функцию, хотя могут выполнять и регулирующую.

Например, установление размера таможенной пошлины позволяет регулировать объем импорта и экспорта тех или иных товаров, защищать отечественных производителей товаров от зарубежных конкурентов.

Общие принципы построения налоговой системы в РФ: налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов определены законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В нем определены субъекты налогообложения (плательщики налогов), объекты налогообложения (налогооблагаемая база - доход, прибыль, имущество, добавленная стоимость продукции и др.), источники налогов (заработная плата, прибыль, рента и др.), порядок установления налоговых ставок.

Налоговая ставка - величина налога на единицу объекта налогообложения. Различают твердые налоговые ставки, устанавливаемые в абсолютных суммах на единицу объекта, и долевые (процентные), устанавливаемые в долях (процентах) объекта налогообложения. Налоговые ставки могут быть пропорциональные (например, налог на прибыль юридических лиц, налог на добавленную стоимость) и прогрессивные (например, налог на доходы физических лиц), которые в отличие от пропорциональных возрастают в зависимости от размера объекта налогообложения (от 12 до 40%).

Кроме упомянутого закона, налогообложение в Российской Федерации регулируется законами, применяемыми к различным субъектам и объектам налогообложения. Это законы:

"О налоге на прибыль предприятий и организаций";

“О подоходном налоге с предприятий";

"О подоходном налоге с физических лиц";

"О налогообложении доходов банков";

"О таможенном тарифе";

"О налоге на имущество предприятия";

"О плате за землю";

"О налоге на добавленную стоимость";

"О налогообложении доходов от страховой деятельности" и др.

4.2. 4.3. Налоговые отчисления, производимые субъектами малого предпринимательства в бюджете данного уровня, выступают одним из важнейших показателей, по которому судят об экономическом значении данного вида деятельности. Чем выше отчисления, тем больше значение малого предпринимательства и выше его эффективность.

Следует отметить, что в России налоговая система, адекватная требованиям рыночной экономики, пока не создана. Из-за несовершенства налогового законодательства эти системы пересматриваются очень часто(нередко по несколько раз в течение года), что затрудняет решение вопросов планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности, увеличивает степень риска и заставляет предпринимателей«жить сегодняшним днем», укрывать налоги и нарушать тем самым налоговую дисциплину. В результате задерживается процесс развития предпринимательства в стране. Неудовлетворительно используются также стимулирующие функции налогов, что тоже тормозит развитие малого бизнеса.

Все субъекты малого бизнеса, согласно Закону № 104-ФЗ от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налого
вого кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законо
дательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»,
при налогообложении должны руководствоваться как федеральными,
так и региональными законами и нормативными актами. В общем случае они могут уплачивать налоги по традиционной схеме налогообложения. В то же время они имеют право выбирать и применять другие способы налогообложения, руководствуясь региональными законами.

В этой связи все субъекты малого предпринимательства на автомобильном транспорте можно разделить на две группы.

В первую группу войдут предприятия и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке грузов и пассажиров и имеющие при этом не более 20 автомобилей. Сюда же входят предприятия и индивидуальные предприниматели, выполняющие услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Во вторую группу входят малые автотранспортные предприя-
тия, выполняющие перевозки пассажиров и грузов и имеющие в своем составе более 20 автомобилей.

Субъекты малого бизнеса, входящие в первую группу, могут быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход.

Субъекты второй группы уплачивают налоги по общей схеме налогообложения, а также единый социальный налог. Однако они имеют право уплачивать единый налог по упрощенной системе налогообложения, замещающий несколько видов налогов, включая единый социальный налог. Кроме того, все субъекты малого предпринимательства уплачивают транспортный налог, устанавливаемый на каждую единицу автотранспорта.

Единый налог на вмененный доход вводится на территории каждого субъекта РФ региональными законами. Как организация, так и ИП должны платить налог на вмененный доход в том случае, если осуществляют свою деятельность на той территории, де этот налог внедрен.

Единый налог на вмененный доход заменяет такие налоги, как налог на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимателей-
налог на доход физических лиц), налог на добавленную стоимость,
налог с продаж, налог на имущество предприятий, единый социальный
налог. Остальные налоги подлежат уплате на общих основаниях. Кроме того, плательщики единого налога на вмененный доход должны перечислять и взносы на обязательное пенсионное страхование. Объектом налогообложения при переходе на оплату единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц, который определяется умножением базовой доходности единицы физического показателя и на повышающие (понижающие) коэффициенты.

Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовый доход за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода. Для определения потенциального валового дохода и затрат используются данные статистических исследований, полученные в ходе налоговых проверок, оценки независимых экспертов.

Базовая доходность — это условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единицу площади, численности работающих и т. д.), характеризующего определенный вид деятельности в сопоставимых условиях.

Базовая доходность корректируется с помощью коэффициентов (по-
вышающих или понижающих), которые показывают степень влияния
того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности и др.)
на эффективность предпринимательской деятельности.

Порядок расчета налога на вмененный доход одинаковый как для
организаций, так и предпринимателей, причем налоговая база и ставка налога являются едиными на всей территории России. Налоговая ставка, в частности, составляет 15%. Величина вмененного дохода рассчитывается по итогам каждого месяца по формуле

БД = БД х П х К1, х К2 х К3,

где ВД — вмененный доход;

БД — базовая доходность на единицу физического показателя;

П — количество единиц физического показателя;

К1- коэффициент, учитывающий кадастровую оценку земли по месту осуществления предпринимательской деятельности;

К2 — коэффициент, учитывающий сезонность, время работы и прочие особенности предпринимательской деятельности;
К3 — коэффициент-дефлятор, отражающий изменение цен на товары или услуги в России (значения данного коэффициента подлежат обязательному опубликованию).
Значение коэффициента K1 рассчитывается по формуле

К1 = (1000 +Коф)/(1000+Кмакс)

где Коф кадастровая стоимость земли по месту осуществления предпринимательской деятельности;

Кмакс — максимальная кадастровая стоимость земли для данного вида предпринимательской деятельности;

1000 — стоимостная оценка прочих факторов, оказывающих влияние на величину базовой доходности, приведенная к единице площади.

Значение корректирующего коэффициента К2 определяется субъек-
тами РФ на каждый календарный год и может быть установлено в пределах от 0,1 до 1.

Для исчисления суммы единого налога от автотранспортной деятельности используются физические показатели и базовая доходность, представленные в табл..

Таблица


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: