Сегментирование рынка – процесс деления потребителей данного рынка на отдельные группы, каждая из которых предъявляет свой специфический спрос на рынке

Главной задачей в процессе сегментирования является подбор таких признаков деления потребителей, которые отражают предполагаемые направления формирования потребности в товарах и услугах, открывают для предприятия возможности правильно позиционировать свое предложение в соответствии с имеющимися спросом в данном сегменте.

Сегмент – это группа потребителей, которые одинаково реагируют на определенный набор стимулов маркетинга, предъявляют специфический спрос на товар или услугу, обладающих отличительными характеристиками.

Рыночная ниша – это сегмент потребителей, которому продукт, производимый данным предприятием, подходит для удовлетворения потребностей лучше всего.

Рыночное окно – это незанятый конкурентами сегмент потребителей, в котором его потребности не удовлетворяются в должной мере существующими товарами.

Факторы, влияющие на сегментацию рынка потребительский товаров:

1. демографические: возраст, пол, национальность потребителей, размер и жизненный цикл семьи, количество детей;

2. социально-экономические – род занятий, образование, уровень доходов, социальная принадлежность;

3. психографические – стиль жизни, особенности личности;

4. поведенческие – повод совершения покупки искомые выгоды, интенсивность потребления, статус пользователя.

Факторы, влияющие на сегментацию рынка товаров производственного назначения:

1. отраслевая принадлежность и сфера деятельности;

2. размер потребителей-организаций;

3. специфика организации закупок – объем и периодичность заказов, сроки поставки, условия оплаты, форма взаимоотношений.

В качестве универсального фактора сегментации выступает географический признак – величина региона, плотность и численность на селения, климатические условия, удаленность от предприятия-изготовителя.

Технология проведения сегментирования:

1. Формулировка потребностей потребителей. На удовлетворение которых может быть направлена деятельность предприятия.

2. Выявление и формализация особенностей потребителей, проявляющихся в специфическом спросе или поведении.

3. Выбор метода сегментирования: метод последовательных группировок (последовательная разбивка совокупности объектов на группы по наиболее значимым признакам) или метод многомерной классификации (потребители должны обладать сходством между собой по ряду признаков).

4. Деление потребителей на сегменты.

5. Составление профиля сегмента – совокупность специфических параметров продукта, которые привлекательны для данного сегмента, стимулов маркетинга, на которые реагирует потребитель.

6. Оценка привлекательности сегмента.

Граница сегмента – количественная или качественная характеристика показателя, в пределах которой потребители, обладающие данным значение показателя, будут отнесены к формируемому сегменту.

Оценка привлекательности сегмента производится с анализа следующих критериев:

1. Количественные параметры сегмента – емкость или доходность. Емкость сегмента – количество изделий в натуральном или стоимостном выражении, которое может быть продано в определенном регионе за определенный период.

2. Доступность сегмента с точки зрения наличия каналов распределения и сбыта продукции, условий хранения и транспортировки.

3. Перспективность сегмента – насколько устойчива группа в долгосрочном аспекте, наблюдается ли рост сегмента.

4. Прибыльность сегмента.

5. Защищенность сегмента от конкурентов.

6. Эффективность работы в сегменте с точки зрения наличия необходимых ресурсов и технологий, опыт их эффективного использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: