Виды социальных показателей
Качественные и количественные
Качественные показатели только констатируют наличие или отсутствие качества в терминах номинальной шкалы (пол, национальность, возраст).
Количественные показатели свидетельствуют об интенсивности проявления свойства в значениях “больше-меньше”. Могут быть дискретными (принимающими значения, отличающиеся на целую величину, например численность населения) и непрерывными (принимающими любые целые или дробные значения в зависимости от требуемой степени точности: возраст, затраты времени).
Единичные и групповые
Единичные — всякий показатель, индикатум которого мыслится как единичный предмет; среди них бывают:
а) абсолютные — отражают такие характеристики субъектов, которые конструируются без использования информации как о группе в целом, так и о взаимоотношениях в ней (возраст, семейное положение);
б) относительные — выводятся на основе информации об отношениях между членами группы (широко используются в социометрии);
|
|
в) сравнительные — характеризуют субъект посредством сравнения значения, которое приобретается на некотором континууме, со значениями других членов группы;
г) контекстуальные — описывают члена группы свойством группы в целом (работник торговли, дошкольник).
Групповые показатели бывают трех типов:
а) аналитические — формируются посредством статистического обобщения данных о каждом единичном объекте; имеют дополнительные различия:
— один и тот же индикатор может быть использован для описания как всей группы в целом, так и ее каждого отдельного члена;
— сами показатели могут быть выражены мерами изменчивости статистического распределения: стандартным отклонением, дисперсией, параметрами кривизны и ‑
т.п. Будучи рассчитанными на основе единичных, экстраполироваться на них эти показатели не могут;
б) структурные — основываются на данных об отношениях членов группы;
в) глобальные — описывают только группы в целом и не сводятся к свойствам индивидов.
Возможно соединение нескольких типов в одном показателе, одновременная характеристика одних и тех же объектов как групп и как индивидов.
Сами по себе социальные показатели опосредуют переход от теории к методологии исследования социального явления или процесса к сбору эмпирической информации и обратно через анализ и интерпретацию данных к концептуальной модели объекта.