Зондирование проводить утром натощак!
С помощью этого инструментального исследования определяют тип дискинезии желчевыводящих путей. За 3 часа до дуоденального зондирования из рациона ребенка исключить блюда, вызывающие повышенное брожение и метеоризм: черный хлеб, молоко, капусту, картофель, бобовые.
Алгоритм действий:
Выполнение. | Обоснование. |
1. Объяснить (ребёнку) родственникам цель и ход процедуры. Получить согласие. | - Соблюдение права пациента на информацию. |
2. Для проведения манипуляции приготовить: тонкий зонд с металлической оливой на конце и несколькими отверстиями, шпатель, штатив с семью пробирками, промаркированными «А» - 1шт., «В» - 5 шт., «С» - 1шт., резервные пробирки, грелка с теплой водой, 25% раствор сернокислой магнезии, подогретой до Т=39-40 гр.С, емкость для желудочного содержимого, часы, лоток для отработанного материала. | - Обеспечение четкости выполнения манипуляции. |
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. | - Обеспечение инфекционной безопасности. |
4. Усадить ребенка, сделать первую метку на зонде (расстояние от мочки уха до кончика носа и до конца мечевидного отростка) и вторую (от конца мечевидного отростка до пупка + 2см.) | - Соблюдение условия попадания зонда в желудок и 12-перстную кишку. |
5. Взять зонд правой рукой на расстоянии 10-15 см.от слепого конца, смочить в воде, попросить ребёнка открыть рот и положить зонд по средней линии, предложив ребёнку, закрыть рот, глубоко дышать и делать глотательные движения, во время глотания ввести зонд до первой отметки. Если ребенок во время введения зонда начинает кашлять и задыхаться – немедленно прекратить процедуру. | - Облегчение проведения зонда в желудок. |
6. Уложить ребёнка на правый бок на грелку, обернутую полотенцем или пелёнкой, сложенной в четыре слоя. Опустить свободный конец зонда в емкость для сбора желудочного содержимого. Аккуратно и медленно во время глотательных движений в течение 20-30 минут продвинуть зонд до второй отметки. | - Облегчение проведения зонда в 12-перстную кишку. |
7. Завести зонд за зубы указательным пальцем, попросить ребёнка сжать зубы и не разжимать до конца зондирования. | - Предупреждение рвоты. |
8. При появлении в емкости секрета светло-желтого цвета поместить свободный конец зонда в пробирку «А» и собрать кишечную порцию (до её прекращения или изменения цвета) | - Изменение цвета порции А происходит в случае очень слабого тонуса сфинктера Одди, когда без дополнительных мероприятий начинает истекать порция В из желчного пузыря. |
9. С помощью шприца ввести через зонд теплый раствор сернокислой магнезии в количестве 20 -30 мл. Зафиксировать время введения. | - Сернокислая магнезия способствует открытию сфинктера и сокращению желчного пузыря. |
10. Поднять свободный конец зонда вверх, зажать на 1-2 мин., а затем поместить конец зонда в первую пробирку «В», разжав затем зажим. Зафиксировать время появления порции В. | - Создание условий для прохождения и действия раствора сернокислой магнезии. |
11. Собрать пузырную порцию В по 5 мин., в четыре пробирки, в пятой оставить зонд до изменения цвета желчи. При большом количестве порции В использовать дополнительные пробирки. Зафиксировать время появления порции С. | - Определение равномерности истечения по сравнению уровней желчи в пробирках. Изменение цвета свидетельствует о появлении печеночной порции С. |
12. Перенести зонд в пробирку С, собрать 5-10 мл. | - Необходимое количество для исследования. |
13. Быстрым движением извлечь зонд через полотенце. | - Предупреждение рвоты. |
14. Использованный инструментарий подвергнуть дезинфекции. Снять перчатки, вымыть руки. | - Обеспечение инфекционной безопасности. |
15. Отправить в лабораторию полученный материал в биксе с направлением. | - Доставка материала к месту исследования, в клиническую лабораторию. |
|
|
|
|