Самым высоким уровнем является дедуктивная теория. В дедуктивной теории различают две части: основания и следствия. Основания включают следующие элементы: группу понятий; основные положения; эмпирический базис - научные факты, входящие в теорию опосредованно.
Основные положения дедуктивной теории (постулаты) - это высказывания, которые логически не выводятся из других знаний в рамках этой же теории, а являются обобщением опыта и проверяются опытами (прямыми, а чаще косвенными). В формулировке постулатов проявляется и определенное видение учеными эмпирического материала. Форма основных положений может быть разной. Они могут быть выражены в форме: принципов; модельных гипотез; математических гипотез и т.д. К постулатам теории предъявляются определенные требования: они не должны ни противоречить друг другу, ни вытекать один из другого.
К теории в целом предъявляются требования логической непротиворечивости: в каждой части она должна удовлетворять своим исходным посылкам.
Необходимо запомнить, что любая теория верна в определенной области - другими словами, имеет границы применимости, которые обычно очерчиваются с появлением новой, более общей теории, в которую предыдущие входят как частный случай. Новые теории возникают тогда, когда в науке есть целый ряд экспериментальных фактов, для объяснения которых старые представления не годятся.
В отличие от дедуктивных теорий, в описательных теориях (например, эволюционная теория Дарвина) закон формулируются не в начале теории, а по мере развертывания материала. Эти законы, как и вся теория, формулируются в основном в словах обыденного языка с привлечением по мере необходимости специальной терминологии из той или иной области знаний. Непротиворечивость таких теорий трудно доказать. Описательные теории носят положительный качественный характер - в этом их ограниченность. Цель такой теории - объяснение и упорядочение фактов, что всегда приводит к уплотнению знаний, перекомпоновке, систематизации.
Органичным свойством теории является системность входящих в неё знаний.
Усвоение совокупности теоретических знаний должно привести к формированию в сознании человека такой структуры знаний, которая соответствовала бы структуре изучаемой теории. Знания людей, отвечающие этому требованию, т.е. образующие структуру, адекватную структуре научной теории, называются системными. Системные знания - это знания, структурирующиеся в сознании человека по схеме: основные научные понятия - основные положения - следствия - приложения.
Как же сформировать системные знания? Для этого у человека должны быть сформированы:
· знания о теории, ее составе и структуре;
· представления о природе получения этих знаний;
· представления о том, какие знания входят в теорию непосредственно, а какие — опосредованно;
· представления о роли научных фактов для теории.
Таким образом, научная теория - одна из наиболее устойчивых форм научного знания, но и они претерпевают изменения вслед за накоплением новых фактов. Когда изменения затрагивают фундаментальные принципы теории, происходит переход к новым принципам, а, следовательно, к новой теории. Изменения же в наиболее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания, в результате чего происходят глобальные естественнонаучные революции и меняется научная картина мира.