В науке различают теории разного уровня, например, дедуктивная и описательная

Самым высоким уровнем является дедуктивная теория. В дедуктивной теории различают две части: основа­ния и следствия. Основания включают следующие элементы: группу понятий; основные положения; эмпирический базис - научные факты, входящие в теорию опосредованно.

Основные положения дедуктивной теории (постулаты) - это высказывания, которые логически не выводятся из других знаний в рамках этой же теории, а являются обобщением опыта и проверяются опытами (прямыми, а чаще косвенными). В формулировке постулатов проявля­ется и определенное видение учеными эмпирического материала. Форма основных положений может быть разной. Они могут быть выражены в форме: принципов; модельных гипотез; математических гипотез и т.д. К постулатам теории предъявляются определенные требования: они не должны ни противоречить друг другу, ни вытекать один из другого.

К теории в целом предъявляются требования логической непротиворечивости: в каждой части она должна удов­летворять своим исходным посылкам.

Необходимо запомнить, что любая теория верна в определенной области - дру­гими словами, имеет границы применимости, которые обычно очерчиваются с появлением новой, более общей теории, в которую предыдущие входят как частный случай. Новые теории возникают тогда, когда в науке есть целый ряд экспериментальных фактов, для объяснения которых старые представления не годятся.

В отличие от дедуктивных теорий, в описательных теориях (например, эволюционная теория Дарвина) закон формулируются не в начале теории, а по мере развертывания материала. Эти законы, как и вся теория, формулируются в основном в словах обыденного языка с привлечением по мере необходимости специальной терминологии из той или иной области знаний. Непротиворечивость таких теорий трудно доказать. Описательные теории носят положительный качественный характер - в этом их ограниченность. Цель такой теории - объяснение и упорядочение фактов, что всегда приводит к уплотнению знаний, перекомпоновке, систематизации.

Органичным свойством теории является системность входящих в неё знаний.

Усвоение совокупности теоретичес­ких знаний должно привести к формированию в сознании человека такой структуры знаний, которая соответствова­ла бы структуре изучаемой теории. Знания людей, отвечающие этому требованию, т.е. образующие струк­туру, адекватную структуре научной теории, назы­ваются системными. Системные знания - это знания, структурирующиеся в сознании человека по схеме: основные научные понятия - основные положения - следствия - приложения.

Как же сформировать системные знания? Для этого у человека должны быть сформированы:

· знания о теории, ее составе и структуре;

· представления о природе получения этих знаний;

· представления о том, какие знания входят в теорию непосредственно, а какие — опосредованно;

· представления о роли научных фактов для теории.

Таким образом, научная теория - одна из наиболее устойчивых форм научного знания, но и они претерпевают изменения вслед за накоплением новых фактов. Когда изменения затрагивают фундаментальные принципы теории, происходит переход к новым принципам, а, следовательно, к новой теории. Изменения же в наиболее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания, в результате чего происходят глобальные естественнонаучные революции и меняется научная картина мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: