Факт, как явление действительности, становится научным фактом, если он прошел строгую проверку на истинность. Факты - это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений. И.П.Павлов называл факты «воздухом ученого». Однако при этом надо брать не отдельные факты, а всю, без исключения, совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. В противном случае возникает подозрение, что факты подобраны произвольно.
Категории науки - это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Например, важнейшими категориями науки являются материя, пространство, время, движение, причинность, качество, количество, причинность и. т.п.
Научные законы отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.
Научные принципы - наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Научные принципы играют роль исходных, первичных посылок и закладываются в фундамент создаваемых теорий. Содержание принципов раскрываются в совокупности законов и категорий.
|
|
Научные концепции - наиболее общие и важные фундамент. положения теорий.
Научная картина мира - это система научных теорий, описывающая реальность.
Таким образом, для формирования системности в знаниях исследователя ему необходимы знания о знаниях, называемых методологическими.
Рекомендуемая литература:
Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования: учеб. пособие. М.: МАУП, 2004. 215с.
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социолог. исследований. М.: РУДН, 2008. 372с.
Быков В.В. Методы науки. М.,1974.
Взятышев В.Ф. Введение в методологию инновационной проектной деятельности: учебник для вузов. М.: ЕЦК, 2002.
Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.
Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1961.
Кедров Б.М. Проблемы логики и методол. науки. Избр.труды.Т.1.М.:Наука,1990. 352с.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: Юристъ, 1995.
Кохановский В.П. Философия и методология науки: учеб. Пос. для вузов. - М., 2001.
Кочергин А.Н. Методы и формы познания. М.: Наука, 1990.
Краевский В.В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. СПб.: СПб. ГУП, 2001.
Крутов В.И. Основы научных исследований. М.: Высшая школа, 1989.
Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: учеб. Пос. для вузов. М., 2001.
Логика научного исследования. М.: Наука, 1965.
Лукашевич В.К. Основы методологии научных исследований: учеб. пособие для студентов вузов. - Мн.: ООО «Элайда», 2001. 104с.
|
|
Методология и методика научного исследования. - Челябинск, 1993.
Методология: вчера, сегодня, завтра. В 3-х тт. / ред.-сост. Крылов Г.Г., Хромченко М.С. М.: Изд-во Школы культурной политики, 2005.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: Синтег, 2007.
Орехов А.М. Методы экономических исследований. М.: ИНФРА-М, 2009. 392с.
Основы научных исследований: учебник для техн. вузов / В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попов и др.; под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. М., 1989.
Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В.П.Кохановский и др. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Памятная книга редактора / сост. А.Э. Мильчин. М., 1988.
Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. М., 1972.
Поппер К. Логика научного исследования // Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М., 1999.
Сабитов В.А. Основы научных исследований: учеб. пособие. Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2002. 138с.
Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.
Свинцов В.И. Логика. М.: Высшая школа, 1987.
Сиденко В.М., Грушко И.М. Основы научных исследований: учеб. пособие для вузов. Харьков, 1979.
Сичивица О.М. Методы научного познания. М.; Высш. школа, 1972.
Скалепов А.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.