Введение в науку. Основные понятия

Наука, фундаментальные науки, прикладные науки, наблюдение, эксперимент, абстрагирование, идеализация, формализация, индукция, формализация, индукция, дедукция, моделирование, научный факт, проблема, гипотеза, теория.

Основные понятия. Наука — сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные (естественные науки, естествознание) или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие.

Наука – сфера деятельности людей, главной целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о всех сторонах и областях действительности.

Фундаментальные науки – система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной реальности, не имеющая выраженной практической направленности (математика, естественные науки – астрономия, физика, химия, биология, антропология).

Прикладные науки – система знаний, имеющая выраженную практическую ориентацию (технические дисциплины, агрономия, медицина, педагогика).

Также можно выделить основные группы наук:

· естественные;

· технические;

· общественные (социальные);

· гуманитарные.

Черты науки. Наука обладает следующими основными чертами:

1. Универсальна – сообщает знания, истинные для всего универсума.

2. Фрагментарна – изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры.

3. Общезначима – получаемые ею знания пригодны для всех людей.

4. Обезличена – индивидуальные особенности ученого не представлены в конечных результатах научного познания.

5. Систематична – имеет структуру.

6. Незавершенна – научное знание не может достичь абсолютной полноты.

7. Преемственна – новые знания соотносятся со старыми знаниями.

8. Критична – готова усомниться и пересмотреть даже самые основополагающие результаты.

9. Достоверна – выводы требуют, допускают и проходят проверку.

10. Внеморальна – научные истины нейтральны в морально-этическом плане.

11. Рациональна – получает знания на основе законов логики, формулирует теории, выходящие за рамки эмпирического уровня.

12. Чувственна – ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.

Лекція 2. Методологія в науковому дослідженні: загальні засади та принципи. Поняття методології наукових досліджень та її види. Поняття методу та методології. Підходи до обґрунтування та визначення методу та методології. Структурні елементи методології.

Література:: [2, c. 8], Додатк. літ. [1, c.99-119; 1, c. 142-179].

Завдання на СРС: Зовнішні та внутрішні цілі наукового пізнання. Поняття методології. Вибір методологічної основи дослідження. Схема наукового пізнання. Принципи наукового пізнання: об’єктивність, детермінізм, історизм, причинність, розвиток, практична спрямованість. Об’єкт і суб’єкт наукового пізнання.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: