Лекция 5
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ДВС
1. Действительная индикаторная диаграмма
2. Индикаторные показатели
2.1. Среднее индикаторное давление
2.2. Индикаторная мощность
2.3. Индикаторный КПД
4. Эффективные показатели
4.1. Среднее эффективное давление и эффективная мощность
4.2. Механический и эффективный КПД двигателя
4.3. Удельный эффективный расход топлива
4.4. Литровая мощность
4.5. Способы повышения мощности двигателя
Действительная индикаторная диаграмма
Полезная работа, которую совершает поршень при перемещении внутри цилиндра, получается в результате частичного преобразования теплоты при сгорании топлива. Эту работу называют индикаторной.
Индикаторная работа соответствует площади, заключенной между кривой сжатия и кривой расширения на индикаторной диаграмме (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Действительные и расчетные индикаторные диаграммы:
а — карбюраторного двигателя; б — дизеля
(сплошная линия — расчетный цикл, пунктирная линия — реальный цикл)
Площадь на индикаторной диаграмме, заключенная между кривыми впуска и выпуска, соответствует работе, затраченной на процесс газообмена (насосные ходы поршня).
Как уже отмечалось в разделе 4.1, точки с и z', полученные на расчетной индикаторной диаграмме, не соответствуют реально протекающим процессам сжатия и сгорания. В результате предварительного открытия клапанов и запаздывания их закрытия относительно ВМТ и НМТ поршня часть площади, соответствующей индикаторной работе, выпадает из расчетной индикаторной диаграммы (пунктирная линия b'bb").
В результате площадь действительной индикаторной работы (штриховые линии) оказывается меньше расчетной (сплошные линии).
Для получения действительной индикаторной диаграммы используют коэффициент скругления φ i.
Значения коэффициента скругления в зависимости от типа четырехтактного двигателя от 0,92 до 0,97.