Однако именно в этот период, т. е. в 30-е годы, проявилась
тенденция в динамике цен на сельскохозяйственную продукцию,
которая имела хотя и весьма отдаленные, но крайне неблагопри-
ятные последствия для самого существования Советского Союза.
Дело в том, что цены на зерно, картофель, продукцию животно-
водства для краев и областей РСФСР, УССР, БССР, хотя и росли,
но много медленнее, часто в несколько раз, чем для сельскохозяй-
ственных производителей в других республиках. Особенно быстро
росли цены на так называемые технические культуры: хлопок,
шерсть, чай, виноград, табак и т. д. В результате этого стало посте-
пенно складываться неравноправное положение сельскохозяй-
ственных производителей.
До второй половины 30-х годов происходило упорядочение
процессов ценообразования. В 1938 г. СНК СССР принял поста-
новление о создании Бюро цен при Президиуме Госплана СССР,
а в самом конце 1940 г. — о переводе этого Бюро в состав Госплана.
Именно этот орган осуществлял всю методическую работу по
|
|
определению цен в отраслевых наркоматах.
В 1939 г. была воссоздана система двух прейскурантов в легкой
промышленности. Но в отличие от предыдущей, в которой цены
первого прейскуранта были ориентированы на обеспечение рента-
бельной работы предприятий, имеющих существенные различия
в затратах, в новой системе цены первого прейскуранта отражали
уже среднеотраслевую себестоимость конкретных видов продукции,
а цены второго — потребительские свойства тканей, обуви и т. д.
Система розничных цен получила ярко выраженную соци-
альную направленность. Так, относительно низкие цены были
установлены на товары, удовлетворяющие рациональные потреб-
ности. К их числу относилась, например, издательская продукция,
в первую очередь учебники и учебные пособия для всех видов
учебных заведений. Специально поддерживался низкий уровень
цен на товары детского ассортимента. При этом было установлено,
что детская одежда и обувь должны были изготовляться только
из натурального сырья (хлопка, льна, кожи, шерсти). Поощря-
лось низкими ценами приобретение предметов санитарии и ги-
гиены. И, разумеется, очень низкие цены были на лекарства.
Напротив, относительно повышенные цены были на модельную
обувь и одежду, на предметы роскоши, деликатесы всякого рода,
ювелирные изделия из драгметаллов и т. п.
В результате всех перечисленных снижений уровень цен сокра-
тился более чем в 3 раза и превышал довоенный всего лишь на
треть. Следует заметить, что за годы войны и первые послевоенные
годы номинальные денежные доходы населения существенно
|
|
возросли. Так, средняя зарплата рабочих и служащих в 1955 г.
была выше, чем в 1940 г., в 2,3 раза, а розничные цены — всего
на 34–35%. Следовательно, реальная зарплата возросла за этот период почти в 1,5 раза. Рассчитано по: Турецкий Ш.Я. Очерки планового ценообразования. М.:
Госполитиздат, 1959. С. 409–410. К сожалению, Ш.Я. Турецкий допустил
досадную ошибку в расчете роста реальной зарплаты, определяя его
в 70%.
Важнейшей особенностью работы по подготовке реформы
оптовых цен и тарифов было использование расчетов по взаим-
ному влиянию удорожаний в разных отраслях с помощью так
называемой шахматки. Эта «шахматка» была таблицей, в которой
в подлежащем и сказуемом были одни и те же продукты и услуги.
В сущности «шахматка» представляла собой некоторое подобие
первого квадранта межотраслевого баланса. Это была, несом-
ненно, принципиально новаторская работа. Впервые в мире метод
межотраслевого баланса, пусть и в весьма урезанном виде, был
применен для решения вполне конкретной проблемы — опреде-
ления размера повышения цен на укрупненные группы продукции
и услуги с учетом взаимного влияния. Но это была и весьма трудная
работа. В то время счетная техника было самой примитивной —
счеты и арифмометры. Поэтому «шахматку» удалось сделать лишь
примерно по 50 товарам-представителям и провести всего лишь
три итерации по расчету взаимных удорожаний. Это, конечно, не
способствовало точности расчетов.
К середине 1948 г. эта работа была в основном выполнена.
И 28 июня 1949 г. было принято постановление Совета Мини-
стров СССР «О ликвидации системы государственных дотаций
и повышении оптовых цен на продукцию ряда отраслей тяжелой
промышленности и тарифов на железнодорожном транспорте».
Необходимость проведения реформы оптовых цен обосновыва-
лась тем, что система государственных дотаций, рассчитанная
на покрытие плановых убытков в тяжелой промышленности,
мешает укреплению хозяйственного расчета, ослабляет стимулы
в борьбе за снижение себестоимости продукции и находится
в противоречии с задачей дальнейшего повышения роли рубля
в народном хозяйстве. Система дотаций должна была быть
ликвидирована в основном в 1949 г. и полностью — в 1950 г.
Оптовые цены в промышленности повышались до уровня
себестоимости, предусмотренной пятилетним планом на 1950 г.
с учетом удорожания в результате взаимного влияния изменений
в оптовых ценах и грузовых тарифов. Но промышленность должна
была «обеспечить путем дальнейшего снижения себестоимости …
получение прибыли в размере 3–4% по отношению к себестои-
мости при новых ценах и тарифах». Новые цены вводились
с 1 января 1949 г.
Сразу же после введения в действие новой системы цен и та-
рифов было организовано наблюдение, или, как сейчас принято
говорить, мониторинг, за результатами проведенной реформы.
И уже в конце апреля 1949 г. Госплан СССР и Минфин СССР
представили в Совет Министров СССР доклад о предварительных
итогах изменения цен. Доклад был весьма самокритичным. В нем
признавалось, что были допущены ошибки в определении уровня
затрат. Это привело к необоснованному завышению цен по многим
видам продукции.
Т.е. министерства обманули Госплан с фактическими данными.
Министерства и ведомства обязаны были по завершении
работы по созданию новых прейскурантов представить в Госплан
и Минфин суммарные расчеты изменения цен, с одной стороны,
на потребляемую продукцию, а с другой — на собственную
продукцию, приобретаемую другими министерствами и ведом-
ствами. Это давало возможность прямого сопоставления данных
и пресечения попыток завысить цены.
Эта информация, очевидно, должна была помочь скорректировать «шахматку».
|
|
Снижение оптовых цен было осуществлено в последний раз
1 июля 1955 г., оно составило (по отношению к действующим
ценам):
· продукция химической промышленности — 20%;
· электро- и теплоэнергия — 13%;
· нефтепродукты и газ — 10%;
· продукция черной и цветной металлургии — 9–10%;
· продукция целлюлозно-бумажной промышленности — 8%;
· уголь — 5%.
После этого они стали ниже еще на 8–10%.
Даже без учета последнего снижения цен следует признать,
что к 1952 г. сложилась принципиально новая система советского
ценообразования. Эта система стала плановой, т. е. изменения
в ценах начали осуществляться не от случая к случаю, а по плану.
При таком управлении системой цен и тарифов в полной мере
проявлялись общие принципы и черты народнохозяйственного
планирования (приоритет общегосударственных интересов, непре-
рывность планирования, взаимоувязка отраслевого и территори-
ального аспектов плановых цен и т. д.).
К сожалению, в последующие годы планомерность в ценооб-
разовании была во многом утрачена. За три с половиной десяти-
летия оптовые цены пересматривались всего 2 раза. Розничные же
цены вообще ни разу не подвергались общим изменениям, если не
принимать во внимание повышения розничных цен в 1991 г. Больше
«повезло» закупочным ценам. Они довольно часто повышались.
Не надо забывать и того, что
в эти годы, т. е. в 1948–1952 гг., было осуществлено пять массовых
снижений розничных цен на товары народного потребления. И на
этот факт обычно и обращают внимание. Между тем снижение
оптовых цен на продукцию промышленности и транспортных
тарифов на грузовые перевозки, а также тарифов на тепло- и элек-
троэнергию в укреплении рубля имеет намного большее значение.
По той простой причине, что товарная масса средств производства
и объем транспортных услуг и услуг промышленного характера
в 2–3 раза больше, чем розничный товарооборот. В те годы этот
факт принимали во внимание, в последующем — игнорировали
или не имели даже представления о его существовании.
В цены ежегодно оперативно вносились изменения при
|
|
появлении каких-либо несоответствий. Цены и тарифы стали отра-
жать реальные (плановые) затраты, т. е. действительные экономи-
ческие параметры, а не умозрительные или абстрактные величины
(например, величина основных и производственных фондов на
единицу продукции или общественно необходимые затраты труда).
Соотношение цен и тарифов стало отражать реальную (плановую)
структуру производства.
Данные табл. 3 показывают невероятно высокие темпы
снижения себестоимости промышленной продукции. Это проис-
ходило при высочайших темпах роста производства, которые в этот
период составляли 12–27% в год.
Высшее руководство страны, вероятно, отчетливо
понимало, что в условиях отсутствия конкуренции действенным
инструментом снижения затрат в производстве, которое было
необходимо для формирования ресурсов всех видов для ускорен-
ного развития, являются цены. Проводимая политика снижения
оптовых цен была подобна приведению в действие своеобразного
ценового пресса, давящего на уровень затрат. Поэтому себестои-
мость промышленной продукции снижалась и за счет использо-
вания внутрипроизводственных резервов. В целом же за пять лет
(1950–1954 гг.) затраты в промышленности на единицу продукции
снизились на 1 / 3 от уровня 1948 г. — на 32,4%.
Примечательно то, что в годы роста цен дефицит существовал,
но как только начали снижаться и оптовые, и розничные цены,
дефицит товаров исчез. Этот парадокс объясняется тем, что на
фоне дефляции происходили два процесса: покупательский спрос
населения возрастал, но его значительно перекрывало снижение
покупательского спроса предприятий.
Реформа не ограничилась введением в действие новых прейску-
рантов. Наблюдение — или, точнее сказать, строгий поквартальный
контроль — результатов установления новых цен позволило уже
через полгода внести существенные поправки в прейскуранты,
затем еще через полгода вновь их уточнить, после этого с пере-
рывом в один год вводить новые цены. Ценовой пресс на уровень
затрат работал на полную мощность. Благодаря этому работники
министерств и ведомств, а также руководство промышленных
предприятий и транспорта находились в постоянном, буквально
ежедневном поиске резервов, использование которых позволяло
снижать уровень затрат на производство продукции.
Значительные повышения цен на сельхозпродукцию, прове-
денные во второй половине 50-х годов, имели и негативные
последствия. Так, довольно быстро стали дефицитными продукты
животноводства. Выход стали искать в повышении цен. В 1956 г.
на 15% были повышены розничные цены на мясо и птицу и на
2% — на животное масло. В 1958 г. на 21% были повышены цены
на алкогольные напитки.
В 1962 г. вновь были значительно повышены цены на мясо
в среднем на 30%, и животное масло — на 25%. Это повышение
было встречено населением с крайним недовольством. Открытое
выступление трудящихся в Новочеркасске было жестоко подав-
лено, погибли люди, в том числе даже дети.
После этого руководство страны лишь в очень редких случаях
шло на открытое повышение цен. Использовались методы скры-
того повышения путем фальсификации продуктов. Впервые это
было применено в хлебопекарной промышленности, так как стал
весьма ощутимым дефицит хлеба. Но даже хлеба ухудшенного
качества все равно было мало.
Фальсификация товаров получала все большее распро-
странение. ГОСТы фальсифицированных товаров засекречива-
лись. На новые виды тканей, одежды, обуви и т. д. устанавливались
повышенные цены по принципу «Новый товар — новая цена». Все
это, разумеется, не находило отражения в официальной статис-
тике, индекс розничных цен оставался неизменным.
Между тем было предельно ясно, что добиться снижения затрат
на рубль товарной продукции можно, не снижая себестоимость,
а разными способами увеличивая цены. Широчайшее распростра-
нение получила практика установления надбавок к ценам за «улуч-
шение технико-экономических параметров» продукции. Реально
такие улучшения часто не требовались потребителям. Такой же
эффект давало и освоение новой продукции с новой же — конечно,
повышенной — ценой. Пышным цветом расцвело симулирование
научно-технического прогресса.
Госкомцен СССР формально было предоставлено право утверж-
дения цен и тарифов практически на все основные виды продукции
и услуг. На этот комитет возлагалась обязанность обеспечивать не
только необходимую стабильность системы цен, но и своевре-
менный их пересмотр по мере изменения условий производства
и реализации продукции и услуг. Но все права и обязанности
Госкомцен СССР, имеющие какое-то значение для совершенство-
вания системы цен и ценообразования, буквально блокировались
правами и обязанностями Совета Министров СССР в области
ценообразования. Так, Совмин СССР не только разрабатывал
и осуществлял меры по проведению единой политики цен, не
только определял основные направления совершенствования
системы цен и тарифов, но еще и решал вопросы изменения
общего уровня оптовых цен на продукцию отраслей народного
хозяйства и конечно же уровня розничных цен на товары народ-
ного потребления. К тому же Госкомцен СССР был ведомством
как бы второй категории. Его вес и влияние в правительстве были
много меньше, чем вес и мнение большинства отраслевых мини-
стерств, не говоря уже о союзных республиках, кроме, конечно,
РСФСР, чьи органы вообще не имели какого-либо голоса при
решении актуальных проблем.
Что понималось под общественно необходимыми затратами
труда, никто из призывавших приближать к ним цены или отражать
их в ценах никогда не пояснял. Но звучало это красиво, по-маркси-
стски, хотя к марксизму это никакого отношения не имело. Те,
кто требовал «приближать» или «отражать», просто не понимали
разницы между двумя категориями: общественно необходимыми
затратами труда и ценой. Первая — предельно или, даже можно
сказать, абсолютно абстрактная категория. Вторая же — столь же
предельно и абсолютно конкретная категория (цена на конкретный
товар определенного сорта, качества и т. д.).
И невдомек им было, что за полтора столетия до них это же
предлагал П. Прудон, получивший за такие мысли выволочку от
К. Маркса. «Начинайте с измерения относительной стоимости
продукта количеством заключенного в нем труда, — отмечал
К. Маркс, — и тогда спрос и предложение неизбежно придут
в равновесие. Производство будет соответствовать потреблению,
продукты всегда будут обмениваться беспрепятственно, а их
рыночные цены будут с точностью выражать их истинную стои-
мость. Вместо того чтобы говорить, как все люди: в хорошую
погоду можно встретить много гуляющих, — г-н Прудон отправ-
ляет своих людей гулять, чтобы обеспечить им хорошую погоду».
Кроме того, К. Маркс прямо указывал: «Труд, затраченный на отде-
льный товар… совершенно невозможно исчислить».
Критика нелепого требования приближения или отражения в ценах
общественно необходимых затрат труда содержится в монографии «Цена
в хозяйственном механизме» коллектива авторов под руководством и ре-
дакцией Н.Т. Глушкова и А.А. Дерябина (М.: Наука, 1983. С. 24–36).
Второе требование, предъявляемое к системе цен и тарифов со
стороны руководства страны, состояло в том, чтобы цены обеспе-
чивали возмещение затрат и получение прибыли нормально рабо-
тающим предприятиям. И опять-таки каких-либо объяснений по
поводу того, какие предприятия считать нормально работающими,
не было. Министерства и ведомства понимали под нормально рабо-
тающими предприятиями такие, которые выпускают необходимую
потребителям продукцию. А в плановом хозяйстве все товары реали-
зовывались. Так или иначе произведенный продукт используется.
Получается, что почти все предприятия работают нормально.
Такой подход консервировал отсталость. В условиях, когда
отсутствуют конкуренция и свободное ценообразование, цент-
рализованно устанавливаемые цены должны, как уже отмечалось
выше, быть своеобразным прессом для затрат. И если при сущес-
твующей технике и технологии на каком-то предприятии затраты
выше цены, то это предприятие должно быть реконструировано
либо вообще закрыто.
Для закрытия предприятия надо обладать политической волей.
Дифференциация в затратах на производство одинаковой или
аналогичной продукции колебалась от 1,5 до 10–15 раз и более по
отдельным отраслям. Так, 1 т полиэтилена в Свердловске имела себе-
стоимость 4,6 тыс. руб., и производили его несколько тысяч тонн.
В то же время по новейшей технологии выпускались сотни тысяч
тонн при себестоимости 310 руб. за 1 т, т. е. почти в 15 раз дешевле.
В этих условиях безубыточная работа многих технически отсталых,
несовременных, мелких и вообще полностью устаревших предпри-
ятий означала, что бездарно растрачивался труд. Закрытие же самых
отсталых предприятий, выпускавших 1–3% валовой продукции,
могло привести к росту производительности труда в целом по
промышленности на 3–4% без уменьшения объемов производства
или даже при некотором его увеличении. Такой эффект могло бы
дать лучшее обеспечение сырьем, материалами и др.
Н.Т. Глушков не мог, конечно, согласиться со столь ошибочным
решением проблемы: «На основе анализа решается вопрос,
во-первых, соответствуют ли технология и организация произ-
водства данного продукта научно-техническому и обществен-
ному прогрессу. Чтобы цены были действительно экономическим
рычагом интенсификации производства, необходимо отражение
в них такого уровня затрат, который соответствует передовому
уровню эффективности производства. Во-вторых, в какой мере
намечаемый объем производства продукции, ее ассортимент и ка-
чество соответствуют общественной потребности. Следует подчер-
кнуть, что выпуск даже нужной продукции по “любой цене” проти-
воречит интересам экономического развития».
Цены могут сигнализировать о срочности
и объективной необходимости этого (глубокая убыточность). Но
принимать решения по данному вопросу органы ценообразования не
могут. Закрытие даже одного предприятия порождает массу разного
рода проблем: трудоустройство высвобождающихся работников,
финансирование социальной сферы закрываемого предприятия,
нахождение другого поставщика необходимой продукции и т. д.
Для решения таких проблем нужна политическая воля, подкрепленная
глубоким пониманием существа проблем. К сожалению,
в то время у высшего руководства страны ни того, ни другого
не было. Поэтому всякий раз и хватались за разные показатели
и методы, действие которых как бы автоматически решало все
вопросы, — только чтобы уйти от них самих.
Мое понимание эпохи Хрущева: своеобразная вера в чудо и попытки сделать всё как-нибудь попроще и подешевле.
Посмотрим, какую пользу г-н Прудон извлекает из этого отношения пропорциональности.
Каждому известно, что в тех случаях, когда спрос и предложение уравновешивают друг друга, относительная стоимость любого продукта с точностью определяется заключённым в нём количеством труда, т. е. эта относительная стоимость выражает отношение пропорциональности как раз в том смысле, который мы только что выяснили. Г-н Прудон ставит на голову действительный порядок вещей. Начинайте с измерения относительной стоимости продукта количеством заключённого в нём труда,
говорит он, — и тогда спрос и предложение неизбежно придут в равновесие. Производство будет соответствовать потреблению, продукты всегда будут обмениваться беспрепятственно, а их рыночные цены будут с точностью выражать их истинную стоимость. Вместо того чтобы говорить, как все люди: в хорошую погоду можно встретить много гуляющих, г-н Прудон отправляет своих людей гулять, чтобы обеспечить им хорошую погоду.
То, что г-н Прудон выдаёт за следствие, вытекающее из априорного определения меновой стоимости рабочим временем, могло бы иметь место разве лишь в силу закона такого примерно содержания:
Отныне продукты должны обмениваться в точном соответствии с потраченным на них рабочим временем. Каково бы ни было отношение спроса к предложению, обмен товаров всегда должен совершаться так, как будто бы произведённое количество их вполне соответствовало спросу. Пусть г-н Прудон возьмётся сформулировать и провести подобный закон; в таком случае мы не будем требовать от него доказательств. Но если он, напротив, желает оправдать свою теорию как экономист, а не как законодатель, то он должен будет доказать, что необходимое на производство товара время с точностью обозначает степень его полезности и выражает его отношение пропорциональности к спросу, а следовательно и к совокупности богатств. В таком случае при продаже продукта по цене, равной издержкам его производства, предложение и спрос всегда будут находиться в равновесии, так как предполагается, что издержки производства выражают истинное отношение предложения к спросу.