Понятие о налоге на добавленную стоимость (НДС)

Налог на добавленную стоимость является одним из видов косвенных налогов и эволюционной формой налога на потребление.

Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары (работы, услуги) – и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за полученные товары (работы, услуги).

НДС относится к косвенным налогам, так как конечным его плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг). Как косвенный налог, НДС влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. НДС выполняет преимущественно фискальную роль, при его введении преследовалась цель обеспечения государственного бюджета надежным и эффективным источником доходов. Он является одним из эффективных средств предотвращения инфляционного обесценивания бюджетных средств, так как прямо свяжет налоговые поступления с ростом цен.

Впервые НДС был введен во Франции в 1954 году по предложению экономиста П. Лоре, и достаточно быстро распространился в большинстве стран мира. На момент введения в Казахстане НДС применялся в более чем 43 странах мира, в том числе в 19 из 24 стран ОЭСР и во всех странах ЕС. С января 1992 года НДС стал неотъемлемой частью налоговой системы независимого Казахстана.

Основной направленностью введения данного налога является предотвращение кризиса перепроизводства, вытеснение с рынка слабых производителей. Поэтому он выступает в роли элемента политики сдерживания производства.

Обобщая изложенное, можно выделить основные преимущества НДС, которые изложены ниже:

· прямо связывает налоговые поступления с ростом цен, несмотря на неизменные ставки, и является эффективным рычагом предотвращения инфляционного процесса бюджетных средств;

· НДС является достаточно эффективным инструментом увеличения доходов государства;

· НДС выполняет интеграционные функции, способствуя проведению разными странами единой налоговой политики. Это ведет к сближению национальных экономик, что подтверждается опытом стран ЕЭС;

· во многих странах и в Казахстане для стимулирования экспорта существует порядок возврата фирмам-экспортерам части налога с оборота, который входит в цену экспортной продукции. НДС позволяет четко определить эту сумму с учетом реальных затрат именно данной фирмы на экспортную продукцию. При импорте НДС широко используется в качестве инструмента протекционной политики. Исходя из этого, НДС может быть использован в качестве способа регулирования внешнеэкономических связей.

Наряду с положительными моментами проявляются отрицательные черты НДС. К ним можно отнести:

· высокая ставка НДС снижает покупательную способность населения и сужает рынок сбыта для производителей, а также не позволяет производителям быстро реализовывать свою продукцию из-за ограниченных возможностей покупателей;

· полностью перекладывается на конечного потребителя;

· момент уплаты НДС поставщикам по сырью и материалам не совпадает с моментом получения НДС от покупателей в цене реализованной продукции;

· применение метода начисления в налоговом учете вынуждает отвлекать собственные оборотные средства для уплаты налога.

В Казахстане в 2004 году произошло уменьшение ставки НДС с 16% до 15%. Последствия снижения ставки НДС весьма разнообразны.

Во-первых, следует отметить, что за счет снижения ставки НДС у налогоплательщиков будут меньше отвлекаться оборотные средства, особенно у тех предприятий, которые имеют длительный цикл от изготовления до реализации продукции. Снижение ставки позволит им сэкономить оборотные средства, а следовательно, и снизить налоговую нагрузку. Во-вторых, при снижении ставки НДС можно спрогнозировать два подхода налогоплательщиков к формированию цены на свои работы или услуги.

Первый подход заключается в том, чтобы оставить цены неизмененными, то есть при уменьшении ставки НДС увеличить сумму дохода, остающуюся в распоряжении налогоплательщика. Скорее всего, многие налогоплательщики выберут именно эту модель, по крайней мере на ближайшие несколько месяцев. Эту политику будут вести те юридические и физические лица – налогоплательщики, которые являются монополистами в своей сфере производства или оказания услуг и не боятся конкуренции.

Однако, в тех сферах производства товаров и оказания услуг, где довольно жесткая конкуренция, возможен другой подход. Не исключается вариант, что налогоплательщики, скорректируют свои цены в сторону снижения, что позволит им занять более объемную нишу в своем секторе и, в конечном счете, приведет к увеличению объемов производства товаров, услуг. И тот и другой подход к использованию снижения ставки НДС является положительным, так как стимулирует увеличение объемов производства товаров, работ, услуг, развитию производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: