double arrow

Классификация хозяйствующих субъектов, признаки. Финансы сферы материального производства и непроизводственной сферы

В условиях рыночной экономики многообразие собственников (государственная, частная, акционерная, кооперативная и др.) конкуренция между ними позволяют создать гибкую, динамичную экономику, восприимчивую к достижениям научно – технического прогресса и переменам в общественном производстве. Только многообразие форм собственности, различных хозяйствующих субъектов способны отражать интересы разных слоев населения, которые участвуют в производстве, распределительных процессах, вступают в финансовые отношения.

Важной проблемой является преодоление монополизма в сферах производства, распределения и обращения товаров, в принятии хозяйственных решений, недопущение натурализации хозяйства, замкнутости и самоизоляции регионов республики.

Решение данной проблемы производится в направлении преобразования отношений собственности, развития свободного предпринимательства и конкуренции, проведения антимонопольной политики, формирования в народном хозяйстве параллельных производственных структур за счет разукрупнения и диверсификации производства.

Преобразование государственной собственности путем разгосударствления и приватизации в другие формы обеспечивает многообразие этих форм, на основе которых создаются объективные предпосылки для формирования реальных хозяев в сферах материального производства и услуг, стимулирует предпринимательство и конкуренцию, создает у работников мотивацию к высоким конечным результатам труда. Здесь особого значения заслуживают экономическая и финансовая политика государства, от которой и зависит ход преобразований, качество их, наличие упущений.

Разгосударствление – это перевод государственной собственности в другие ее формы.

Если государственные и муниципальные предприятия приобретаются гражданами в частную собственность или преобразуются в акционерные общества, то речь идет о приватизации.

Основными формами разгосударствления экономики и приватизации собственности в Казахстане являются:

1 преобразование государственного предприятия в акционерное общество, другое хозяйственное общество или товарищество;

2 выкуп по конкурсу или на аукционе имущества государственного предприятия или государственных акций гражданами, а также юридическими лицами, имущество которых не являются государственной собственностью;

3 выкуп по решению собственника акций акционерных обществ при диверсификации холдингов и акционерных компаний, а также акции перерабатывающих и обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса.

В рамках приватизации по индивидуальным проектам объекты, помимо прямой открытой продажи (после акционирования) стратегическому инвестору (владеющему контрольным пакетом акции), могут передаваться в доверительное управление, в том числе и иностранным юридическим лицам, с последующим выкупом государственного пакета акции.

В Казахстане была принята программа приватизации и реструктуризации государственной собственности в два – три этапа, в которой предусматривалось завершение процесса приватизации с реструктуризацией объектов, остающихся в государственной собственности. Этой программой предусмотрены были два вида продажи имущества государственных предприятий:

1. продажа на торгах на аукционной и тендерной основе;

2. прямая адресная продажа.

Предприятия, по которым реорганизационные процедуры признаны невозможными для восстановления платежеспособности, объявляются банкротами в судебном порядке. Они подлежат ликвидации в соответствии с специально установленными процедурами, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О банкротстве».

В целом разгосударствление и приватизация закрепляют режим коммерческого расчета и являются важным фактором финансового оздоровления. Они создают гарантии для развития предпринимательства, которое позволяет использовать все резервы производства. Проводимые в течение последних 2-3 лет процессы разгосударствления и приватизации в Казахстане показали во многом неполную подготовленность, в результате это обернулось для государства потерей финансовых ресурсов. Критическая ситуация в сфере промышленности, сельского хозяйства в республике усугубилась в финансовом отношении.

На современном этапе развития форм собственности в ходе становления рыночных отношений открывает широкий простор для возрождения в Казахстане кооперативного сектора экономики в новых сферах деятельности и расширения в традиционных, что доказывается опытом ряда стран: Англии, Швеции, Финляндии, Китая и т.д.

Особенностью деятельности кооперации в том числе потребительской кооперации является то, что основные и оборотные фонды являются кооперативной (совместной) собственностью, образуемой за счет вступительных и паевых взносов членов – пайщиков и прибыли от хозяйственной деятельности.

Тип кооперативного предприятия, организации является решающим фактором в его внутренних финансовых отношениях. Так, одним из основных финансовых отношений является уплата в бюджет подоходного налога, налога на имущество, земельного налога, косвенных налогов.

Финансовые ресурсы кооператива формируются за счет выручки от реализации продукции, работ и услуг, амортизационных отчислений, паевых и из взносов членов кооператива, других предприятий и организаций, а также за счет кредитов и средств, полученных от продажи ценных бумаг (акции).

Демократизация хозяйственного механизма основывается и на широких правах кооперативов во внешне экономической деятельности. Она состоит в экспорте и импорте продукции, услуг и работ, а также в совместной кооперации. Широкое развитие получают безвалютные операции с иностранными партнерами и в порядке приграничной торговли. Для осуществления экспортно-импортных операций банки предоставляют кредиты кооперативам, которые должны быть погашены за счет средств, полученных от продажи импортных товаров.

Предоставление больших прав кооперативам в осуществлении производственно – финансовой деятельности налагает на них ответственность за результаты работы перед другими предприятиями и организациями, а также банками. Кооператив несет ответственность по своим договорам не только имеющимися денежными средствами, но и всем имуществом, включая основные фонды. Неплатежеспособный кооператив ликвидируется, а его имущество после расчетов с членами кооператива и работниками, выполнения обязательств перед государством и банками, другими организациями может быть передано другому кооперативу или вышестоящей организации.

В Казахстане развитие кооперации находится на начальном этапе, несмотря на огромные имеющиеся предпосылки и условия. Закон Республика Казахстан «О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан» выступает базой для развития кооперативного сектора в экономике, особенно в сельской местности, развивая все возможности изыскания финансовых ресурсов, использования фондов кооперативов, централизации паевых взносов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: