double arrow

Сущность местных финансов, их место в составе финансовой системы

Местные финансы представляют собой экономические от­ношения, посредством которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с воз­ложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме. Местные финансы являются важной составля­ющей финансовой системы государства. Они включают мест­ные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности мест­ных органов управления.

Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления - маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного само­управления.

В настоящее время, в условиях рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социаль­ного, экономического, экологического, демографического харак­тера.

На местные органы управления возложены важные задачи по претворению в жизнь социальных программ государства.

Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в основном осуществляется за счет местных финансовых ресурсов. Отрасли социально-бытовой инфраструктуры предоставляют на­селению услуги за счет фондов, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств.

Финансовые отношения в местном звене регулируются За­коном «О местном государственном управлении», «Бюджетным кодексом Республики Казахстан», ежегодным «Законом о Респу­бликанском бюджете» и другими законами о хозяйственной и фи­нансовой деятельности.

Важная роль в местных финансах принадлежит местным бюд­жетам, являющихся финансовой базой многогранной деятельно­сти местных органов власти и управления.

Местные бюджеты (областей, городов, районов) в Казахста­не занимают по доходам порядка 47%, а по затратам около 49% от объемов средств государственного бюджета (2004 г.). 78% всех районных и городских (городов областного подчинения) являют­ся дотационными (из 193 таких бюджетов). Согласно Бюджет­ному кодексу Республики Казахстан местный бюджет включает областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).

Областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, района (города областного значения) столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налого­вых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функ­ций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей адми­нистративно-территориальной единице.

В бюджетном виде организации финансовых отношений сосуществуют две тенденции:

1) централизация системы форм и методов управления движением финансовых ресурсов как отражение более общего процесса развития централизованных начал в управлении экономикой с целью выхода из кризиса и стабилизации;

2) децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.

Вторая тенденция обосновывается приближенностью местных органов к местным условиям, их большей заинтересованностью в социально-экономическом развитии территорий.

Принципом администрирования финансовых отношений является воз­можность осуществления контрольной функции финансов: чем в меньшейстепени определенное финансовое отношение поддается формальному контролю, тем желательнее отнесение его к децентрализованному регулированию, и наоборот, при хорошей контролируемости - к централизован­ному регулированию.

С другой стороны, регионы представляют собой части единого хозяйственного комплекса, находящегося в определенной соподчиненности и не могутсуществовать вне него. Содержание и характер регионального воспроизвод­ства определяется основными закономерностями развития всего обществен­ного воспроизводства. Поэтому предполагается необходимость централизма в управлении в разумных, обусловленных реальным состоянием производства пределах. Экономическая самостоятельность регионов не может быть абсо­лютной. Она всегда относительна и чем меньше регион, тем меньше и мера этой самостоятельности, то есть свободы в принятии независимых от цен­тра решений. К тому же, современный уровень социально-экономического развития регионов, сложившийся характер бюджетных взаимоотношений, сложности периода перехода к рыночной экономике не позволяет говорить о реальной самостоятельности большинства местных бюджетов республики. Поэтому должен осуществляться принцип достаточности средств для финан­сирования социальной инфраструктуры в размерах, обеспечивающих населе­нию гарантированный минимум социальных благ. Самостоятельность каждой административно-хозяйственной единицы должна иметь некий оптимальный уровень, критерий которого состоит в максимально возможной реализации экономических интересов данного региона.

Одним из важных условий экономической самостоятельности регионов является создание в них гарантированных источников средств, необходи­мых для финансирования мероприятий по воспроизводству региональных ресурсов, охране природы.

Общий принцип определения оптимального сочетания централизованного и местного начал в управлении экономикой региона формулируетсяследующим образом: централизм в определении стратегии экономического развития, самостоятельность в ее реализации.

Оперативно-хозяйственная самостоятельность требует создания в местном звене обособленной, закрепленной системы доходов, покрывающей неменее 50% расходов, жесткого закрепления доходов за бюджетом на дли­тельный период.

В странах с развитой рыночной экономикой перераспределение национального дохода через бюджет осуществляется на основе теории «фискального федерализма».

Суть теории состоит в том, что всё государственное хозяйство в целом (все предприятия, учреждения и административные структуры, входящие в государственный сектор экономики) представляют собой многоуровневую систему, где существует разделение функций управления между уровнями и юридическое подчинение их по вертикали. В этой связи в центре внима­ния оказываются следующие вопросы:

1) оптимальное количество уровней управления государственным сектором;

2) оптимальное распределение полномочий между уровнями управле­ния;

3) уровень наиболее эффективного финансирования социальных расходов;

4) степень вмешательства центрального правительства в управление и
финансирование местных органов власти;

5) доля собственных средств в финансировании расходов местных орга­нов власти и управления;

6) форма контроля за расходованием средств на всех уровнях государственной экономики.

Политика фискального федерализма направлена на снижение финансовой зависимости местных органов управления от центра. Это путь кснижению дефицита не только местных бюджетов, но и государственного бюджета в целом, путь к реальной самостоятельности в решении местных социальных проблем. Он достигается за счета развития налоговой автоно­мии регионов, предоставления им прав по взиманию местных надбавок кобщегосударственным налогам или назначению собственных налогов (эко­логические, поимущественные, на наследство, на потребление). При этомсокращается трансфертное финансирование из центрального бюджета, не заинтересовывающее местные органы в эффективном использовании средств, лишающее их финансовой самостоятельности.

Опыт развития территориального управления в других странах под­тверждает необходимость децентрализации управления, предоставленияместным органам власти больших прав в решении социальных и экономических проблем развития подведомственных территорий. Применительно к условиям унитарного государства - Казахстану, термин фискальный фе­дерализм может быть трансформирован в «фискальный регионализм» при сохранении сути понятия.

До 1994 года в Казахстане было 3045 местных бюджетов: в связи с проведенной централизацией бюджетной системы с на­чала 1994 года были ликвидированы 2500 местных бюджетов - сельских, поселковых, аульных. Существенно ограничены финансовые возможности районного звена в мобилизации и ис­пользовании финансовых ресурсов. В аспекте вышеизложенных тенденций мирохозяйственного развития бюджетных систем про­цессы централизации бюджетной системы в Казахстане можно отнести к вынужденным мерам, вызванным тяжелым положени­ем бюджетно-финансовой сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: