double arrow

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ

Великая депрессия 1929-33 гг. означала конец классических деловых циклов и возникновение нового типа циклических изменений — постклассических циклов. Вместе с тем, анализ темпов экономического роста за последние 30 лет показал, что практика не подтвердила теорию постоянного экономического роста и не отменила циклический характер развития рыночной экономики в современный период.

Таблица 7.6. Экономические циклы в развитых странах за 1970-2000 гг.

(темпы прироста ВВП, %, предельные значения)

2007*
6,1 0,7 -0,1 4,8 1,1 -0,2 4,7 1,4 0,9 3,4 3,5 0,8 2,7

* Прогноз.

Так, в 1970, 1974-75, 1979-80, 1982-83 гг. наблюдались постепенно усиливающиеся экономические спады. Это было вызвано сильным негативным влиянием на экономику энергетического кризиса, который сопровождался резким скачком цен на нефть и нефтепродукты. В результате падение темпов роста ВВП было больше, чем в предшествующий период. В последующем благодаря успешной реализации ресурсосберегающих технологий и снижения цен на нефть спады 1985-1987 и 1991-1993 гг. были значительно меньше.

Однако ни в одном из них спад не достигал разрушительной силы Великой депрессии. В процессе своей эволюции рыночная экономика частично осознанно, а частично стихийно создала такие институциональные и иные механизмы, которые смягчают экономические спады и усиливают экономические подъемы. Это привело к изменению формы экономического цикла.

Первый фактор – это усиление роли государства в формировании совокупного спроса. Наиболее важным нововведением после Великой депрессии стали резкое увеличение государственных расходов в структуре ВВП по расходам, в которые входят:




· расходы на содержание государственных чиновников и армию;

· правительственные контракты (военные заказы и пр.);

· трансфертные платежи (расходы на медицинское обслуживание, страхование по безработице);

· выплата процентов по государственному долгу.

В 1929 г. расходы правительства США составляли 3% ВНП, а в 2005 г. – 5%.

Второй фактор – это изменения в двухуровневой банковской системе.

Во-первых, при угрозе экономического спада, когда возникает острый недостаток в кредите, Центральный банк, вместе с другими правительственными учреждениями и институтами, действует как «кредитор последней надежды», осуществляя льготное кредитование производства, противодействуя резкому падению курсовой стоимости акций (фондовому краху). Учитывая это, в 80-х гг. правительство начало ограничивать темпы роста денежной массы, проводить политику «дорогих денег». Средством достижения этой цели стало осуществление жесткой кредитно-денежной политики. В частности, в период высокой экономической активности государство значительно повышает норму процента, что вызывает подорожание кредита. Во время депрессии и кризиса государство увеличивает резервную норму (нормативы обязательных отчислений коммерческих банков в резервы), снижает ставку процента и удешевляет кредит. Это обусловлено тем, что установленная центральным государственным банком норма процента влияет на его размер, по которому банки предоставляют кредит своим клиентам. Коммерческие банки в США приблизительно 20% своих активов обязаны хранить в виде кассового резерва в Центральном банке. Поэтому расширение кредитов зависит от величины прироста банковских пассивов, а коммерческий процент, по которому банки предоставляют кредит клиентам, — от учетной ставки процента (которая является нижней границей эффективности предоставления кредитов федеральной резервной системой). В ФРГ Федеральный банк устанавливает для каждого кредитного института лимиты переучтенных векселей, что ограничивает объемы кредитов под учет векселей, предоставляемых каждому банку. Это, в свою очередь, влияет на объем денежной массы.



Во-вторых, это создание системы централизованного страхования вкладов, позволяющей поддерживать доверие населения к банковской системе даже при неблагоприятной экономической конъюнктуре, предотвращая этим резкое падение величины налогов.

Неудивительно, что кумулятивное действие перечисленных факторов значительно модифицирует характер протекания экономического цикла. Вместо длительных экономических кризисов примерно 1 раз в 10 лет наблюдается сглаживание экономических циклов в развитых странах. Так, в США в межвоенный период временное соотношение (в месяцах) «подъем/спад» было в среднем 26:20, а в послевоенный период уже 34:11.

Третий фактормонетарный. В постклассическом цикле перестает действовать дефляционный механизм выхода из спада, так как в период спада цены продолжают расти.

Если в классическом цикле падение цен в период спада вело к росту совокупного спроса и замене устаревшего оборудования более современным, то теперь рост совокупного спроса и сохранение устойчивости денежной системы при кризисной ситуации обеспечивается дополнительными усилиями государства. Например, спад 1973-75 гг. и спад 1980-82 гг. был усилен денежной политикой, чрезмерно ограничившей предложение денег. Когда в 1982 г. предложение денег резко возросло, спад быстро прекратился. Со второй половине 90-х годов экономика США демонстрирует непрерывный экономический рост.

Однако эти действия государства ведут к определенным негативным последствиям:

Во-первых, растут бюджетный дефицит и государственный долг.

Во-вторых, усиливается инфляция, так как усилия государства подавляют дефляционный механизм выхода из спада. В результате цены при подъеме растут, а при спаде не падают («эффект храповика»). В постклассическом цикле рост инфляции и госдолга – это та цена, которую вынуждено оплачивать общество за бескризисное развитие экономики.

В-третьих, экономический цикл становится все более зависящим от экономической политики государства. Неверно выбранная экономическая политика может спровоцировать спад при подъеме (если налоги и процентная ставка были увеличены, а количество денег уменьшено сильнее, чем необходимо для подавления бума) или усилить уже наступивший спад. Хотя госрегулирование и не способно до конца избавить экономику от циклических колебаний, оно может значительно сгладить такие колебания и, более того, сократить или даже предотвратить значительное падение производства в фазе кризиса.

Четвертый фактор заключается в непрерывности воздействия инноваций (особенно новых информационных технологий) на экономику в постиндустриальной экономике.В каждом таком цикле технологические сдвиги происходят как в период подъема, так и в период спада, увеличивая предельную производительность труда и капитала. В результате это дополнительно расширяет выпуск в период подъема и препятствует уменьшению выпуска в период спада. При этом спад меньше охватывает технологически передовые отрасли, чем традиционные, что перераспределяет факторные и денежные ресурсы в пользу более эффективных отраслей.

Пятый факторглобализация мировой экономики. Это вызывает в современных условиях синхронизацию экономического цикла, прежде всего, финансовых кризисов. Свидетельством последнего является финансовый кризис в Японии и Южной Корее, разразившийся в конце 1997 г., который перекинулся затем на другие страны, в том числе на Россию («экспорт кризиса»).

Эволюция системы государственного регулирования экономики, ее глобализация и НТП обусловили существенные изменения в механизме цикла.

В результате современный цикл (постклассический) отличается от классического рядом особенностей.Суть различий состоит в основном в следующем:

1. В отличие от кризисов в прошлом, когда имело место перепроизводство товаров, современные кризисы характеризуются перепроизводством основного капитала (в форме простоя значительной части производственных мощностей).

2. Если во время классических кризисов происходило резкое снижение цен, в современных условиях оно, как правило, отсутствует («эффект храповика»).

3. Современные экономические циклы характеризуются менее продолжительным периодом прохождения фаз кризиса и стагнации, и соответствующим увеличением фаз оживления и подъема.

4. В отличие от стихийного характера кризисов в эпоху классического капитализма, современные экономические кризисы, механизм их протекания все больше поддаются государственному регулированию.

5. Современный воспроизводственный цикл характеризуется также тем, что кроме обычных циклических кризисов перепроизводства существуют так называемые структурные кризисы, которые не укладываются в рамки одного воспроизводственного цикла. Структурный кризис охватывает, как правило, несколько экономических кризисов. Его причиной является необходимость в коренных преобразованиях структуры производства на новой технологической основе. Примером современных структурных кризисов могут служить кризисы в 70-х гг. XX в. Они охватили, прежде всего, группу отраслей топливно-энергетического комплекса (энергетический кризис) и энергоемких отраслей (автомобильная, сталелитейная и др.). В глубочайшем кризисном состоянии оказались угольная, металлургическая (черная металлургия), судостроительная, автомобильная, резиновая, текстильная и некоторые другие отрасли. Острый структурный кризис переживает сегодня и Россия.

Подобный кризис свидетельствует о том, что долговременный экономический рост невозможен без коренной ломки отраслевой структуры производства, межотраслевых и технологических связей, господствующих форм организации экономики и методов рыночного и государственного регулирования. Таким образом, структурные кризисы вызываются тем, что возможности старой экономической структуры в целом не соответствуют запросам новой техники и технологии, она не готова к изменениям. Структурный кризис преодолевается, когда прежняя структура экономика начинает уступать место новым отраслям, формам организации и регулирования. Так, топливно-энергетический кризис 1973-1975 гг., который сопровождался резким ростом цен на энергоносители, повлиял, прежде всего, на энергоемкую автомобильную промышленность, вынудил ее перейти на энергосберегающие технологии. Одновременно резко сократилось производство в других энергоемких отраслях, там произошло значительное обесценивание основного капитала. В США во время кризиса 1980-1982 гг. в целом по промышленности использовалось около 65 производственных мощностей, а в сталелитейной промышленности - менее 30 %.

Структурные кризисы сопровождаются:

· перенакоплением основного капитала,

· резким продолжительным сокращением производства и соответствующей циклической и структурной безработицей, усилением миграции рабочей силы, обесцениванием ее предыдущей квалификации,

· нарушением соответствия между основными элементами производительных сил (средствами и предметами труда, средствами производства и работниками и др.), а также между составными частями технологического способа производства.

Структурная перестройка экономики в развитых странах мира способствовала переходу к энерго-, материало- и трудосберегающим технологиям.

Государство стимулировало процесс структурной перестройки через предоставление налоговых льгот, льготных кредитов, прямые бюджетные ассигнования, политику протекционизма и т. п.. Поэтому государство должно проводить также активную структурную политику, направленную на увеличение потенциального выпуска и на повышение конкурентоспособности национальной экономики на внутреннем и внешнем рынках (поддержание высокого уровня конкуренции, совершенствование инфраструктуры, через какую НТП воздействует на производство, и т. п.).






Сейчас читают про: