I. Необходимость включения национальной экономики в международную торговлю

Рыночная экономика находит свое закономерное продолжение во внешнеэкономических связях. В этом смысле внешний рынок может рассматриваться как органическое продолжение внутреннего рынка.

Внешняя торговля представляет собой процесс реализации товаров и услуг в сфере экономических отношений между отдельными государствами. Реализация товаров и услуг на внешнем рынке - это необходимое условие функционирования любого национального хозяйства. Страны как товаропроизводители различаются между собой, прежде всего, природно-географическими условиями. Разность географического расположения, климатических факторов предопределяет разность товарного ассортимента, что рождает возможность товарообмена. Во-вторых, разная обеспеченность экономическими ресурсами (природными ископаемыми и трудовыми ресурсами) обусловливает различную структуру производства. Речь идет о делении стран, имеющих структуру добывающих и обрабатывающих отраслей. В-третьих, различия между странами могут быть обусловлены степенью развития научно-технического прогресса, степенью интенсивности использования факторов производства. На этом построены отношения в международной торговле всех государств мира.

Материальной основой внешнеторговых отношений выступает международное разделение факторов производства. Международное разделение отражает специализацию отдельных национальных экономик на производстве определенных видов продукции. В основе такой специализации - природно-географические условия, неодинаковая обеспеченность стран факторами производства.

Глубина и устойчивость международного разделения факторов производства обусловлены степенью развития производительных сил в данной стране, составляя материальную базу расширения международной торговли. Обмен товаров на мировом рынке представляет собой процесс, обеспечивающий непрерывность расширенного воспроизводства, ибо реализация продукции на внешнем рынке предполагает возможность купли необходимых товаров в других странах. Тем самым процесс воспроизводства обретает как бы свое продолжение.

Смысл включения в международную торговлю заключается в том, что она обусловливает продолжение процесса реализации продукции для внутреннего рынка. Вывозя за границу товары, данная страна находит дополнительные рынки сбыта, обеспечивая полную реализацию созданной продукции. При этом экспорт (вывоз) может даже обеспечивать больший доход, чем реализация данной продукции на внутреннем рынке. Экспортируя продукцию за границу, страна получает за это оплату в инвалюте, которая составляет материальную базу для закупок каких-то товаров для нужд данной страной в других странах.

Импорт (ввоз) товаров из-за рубежа дает возможность получать продукцию, совсем не производимую в данной стране, либо ту продукцию, внутренние затраты на производство которой превышают затраты, связанные с оплатой импорта. Импорт товаров прямо влияет на физический объем и структуру национального дохода страны. Активное участие страны в международной торговле поможет приобрести на внешнем рынке товары и услуги, которые данное национальное хозяйство совсем не производит, и тем самым удовлетворить разнообразные потребности населения. Кроме того, оно стимулирует развитие тех отраслей производства, которые нацелены на экспорт. Эти отрасли производства должны равняться на технико-экономические параметры лучших мировых образцов продукции и быть конкурентоспособными по отношению к аналогичным товарам других стран. Тем самым повышается производительность использования национальных ресурсов и общий объем производства.

Внешняя торговля в той или иной степени обеспечивает дополнительный эффект для развития любого национального хозяйства. Поэтому каждая страна стремится получить этот эффект, включаясь во внешнюю торговлю. Все страны мира вовлечены в международный товарообмен. Однако степень включения национальной экономики в международную торговлю - разная. Она определяется прежде всего масштабом страны: размерами территории, численностью населения. Огромное влияние имеет обеспеченность природно-географическими ресурсами (полезные ископаемые, водные, лесные ресурсы, выход к основным морским магистралям). С экономической точки зрения эти факторы выражают масштабы хозяйствования, емкость внутреннего рынка, степень обеспечения экономическими ресурсами.

Крупные страны с большим населением и богатыми ресурсами меньше нуждаются во внешней торговле. Например, Индия, Россия, США включены во внешнюю торговлю менее интенсивно, чем небольшие страны с маленьким населением и скудными природными ресурсами. В экономической теории существует количественный показатель, характеризующий меру участия какого-либо производства (отрасли) в международном товарообмене. Он носит название " коэффициент относительной экспортной специализации ": К = Эо / Эм,

где Эо - удельный вес данного товара в экспорте страны;

Эм - удельный вес данного товара в мировом экспорте.

Для количественной оценки степени включения всей страны в международное разделение труда существуют экспортная квота и импортная квота. Это соотношения объема экспорта (импорта) к объему ВНП.

Для больших государств характерно невысокое значение экспортной и импортной квоты (6-20%). Это показывает их относительную независимость от внешней торговли. Для небольших государств, наоборот, участие во внешнеторговом обмене - вопрос жизни и смерти. Совсем маленький Бруней 74% ВНП реализует на внешнем рынке. Более 50% ВНП вывозят Швейцария, Бельгия, Тайвань, Сингапур, Люксембург и другие страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: