Эксперимент — это исследование, с помощью которого устанавливают, как изменение одной или нескольких независимых переменных влияет на одну или несколько зависимых переменных. Например, как скорость речи диктора (независимая переменная) влияет на восприятие текста (зависимая переменная). При проведении эксперимента изучаются причино-следственные связи, выявляется тип связи.
Лабораторные эксперименты проводятся в искусственной обстановке, при этом можно контролировать посторонние факторы. Проводимые исследования изолируются от реальной жизни.
Изменяя одну или несколько независимых переменных в точно заданных и управляемых условиях, исследователь выявляет степень их влияния на зависимые переменные. Проведение лабораторного эксперимента позволяет сохранить в тайне от конкурентов замыслы фирмы и результаты эксперимента, кроме того, проведение такого исследования — относительно недорогой метод. Но ошибки при создании экспериментальной ситуации могут привести к неправильным выводам; следует также учитывать влияние исследователя, проводящего эксперимент. Примером эксперимента, проводимого в лабораторных условиях, может служить тестирование товара.
Рыночные (полевые) эксперименты — это изучение, какие последствия имеет изменение независимых переменных. Оно проводится в рыночных условиях, при этом исследователь не может полностью контролировать ситуацию, в которой проводится эксперимент. Например, проведение рыночных испытаний товара-новинки (небольшая пробная партия товара предлагается рынку) позволяет проверить, как рынок воспримет новинку, внести необходимые изменения в товар и избежать неудач. Возможно проведение экспериментов, чтобы выбрать способы стимулирования сбыта и т. д.
Достоверность экспериментальных данных высока, так как исследование проводится в реальной рыночной ситуации, но полевой эксперимент — это достаточно дорогостоящий метод.
Наблюдение — это метод исследования, при котором изучающий ведет непосредственное наблюдение за исследуемыми объектами, не вступая с ними в контакт и не оказывая на них влияния. При этом методе наблюдение проводится в соответствии с ранее сформулированными правилами.
При наблюдении объекты исследования не знают, что за ними наблюдают, и ведут себя естественно, что повышает до(то верность полученных результатов. Кроме того, существует возможность учесть окружающую ситуацию. Недостатки этого метода — субъективность наблюдающего и трудность достижения репрезентативности выборки.
Опрос — это выяснение позиций опрашиваемых по какому-нибудь вопросу. Опрос — самый распространенный метод исследования, позволяющий выяснить мнения корреспондентов по самому широкому кругу тем, например, можно получить данные о привычках потребителей, впечатлениях о различных марках.
Опрос в зависимости от способа сбора данных может быть письменным или устным. Исследователь может связаться с респондентом по телефону, прислать анкету по почте либо взять интервью лично.
Опросы, проводимые по телефону или при личной встрече, получили название интервью. При проведении таких опросов личность интервьюера оказывает большое влияние, затраты на проведение велики.
Стандартизированный опрос — это опрос, проводящийся по строгой схеме, с заранее выбранными вопросами.
При проведении свободного интервью задается тема, но пет строгой схемы опроса. К достоинствам этого метода можно отнести получение более полной, а также добавочной информации, создание доброжелательной атмосферы. К недостаткам — трудную формализацию полученной информации, сложность обработки данных, высокие затраты.
При письменном опросе участники самостоятельно заполняют анкету и возвращают исследователю заполненный опросный лист, либо отправляют его по почте. Почтовый опрос проводится долго, анкеты возвращают немногие, но при этом затраты на такое исследование ниже, чем на интервью, и личность исследователя не оказывает влияния на респондента.
Повторяющийся через равные промежутки времени сбор информации у одних и тех же респондентов получил назва ние панель. Большое достоинство этого метода — возможность определения изменений во времени, выявление тенденций. Основной недостаток этого метода, получивший название «смертность панели», заключается в том, что через некоторое время люди часто отказываются принимать дальнейшее участие в исследовании и отвечать на вопросы.
Очень большую роль при проведении опросов играет правильно составленная анкета (опросный лист). В анкете могут содержаться закрытые и/или открытые вопросы.
Закрытые вопросы. Отвечая на закрытый вопрос, респондент выбирает ответ из предложенных вариантов. К этой группе вопросов относятся:
*альтернативные («да-нет») вопросы, например: «У Вас
есть автомобиль?»;
*вопросы с выборочным ответом — респондент выбирает
из предложенных вариантов ответа один или несколько;
*ранжирование объектов сравнения на базе субъективно
ощущаемых преимуществ;
*шкалирующие вопросы (дают дифференцированную
оценку сходства или различия исследуемых объектов).
Открытые вопросы подразумевают, что респондент сам сформулирует ответ.
С точки зрения интерпретации ответов закрытые вопросы проще, но открытые вопросы дают исследователю возможность получить больше информации.
Анкета — самое распространенное орудие маркетинговых исследований. Применяются также технические средства, такие как видеокамеры, различные электронные датчики: например, для замера интенсивности чувств используют гальванометр — прибор, который фиксирует выделение пота (возбужденное состояние сопровождается потоотделением). Используются также и другие приборы.
Для сбора вторичной информации проводят кабинетные исследования. При проведении кабинетного исследования анализируются вторичные источники: газеты, журналы, статистические сборники, отчеты других исследований и т.д. К кабинетным методам сбора информации относится традиционный анализ документов (выделяются основные идеи, прослеживаются тенденции), контент-анализ (в источниках информации выявляются определенные смысловые категории) и информативно-целевой анализ (позволяет проверить информативность документа).
ВОПРОС 11