1. Выявление проблем и формулирование целей.
2. Отбор источников информации.
3. Сбор информации.
4. Анализ собранной информации.
5. Представление полученных результатов.
Выявление проблем и формулирование целей. На этом этапе описывается и структурируется проблема. Например, кинотеатр посещает небольшое число зрителей. Возникает две задачи: изучить, по каким критериям зрители выбирают кинотеатр, и привлечь их к нашему кинотеатру.
Когда задачи выявлены, следует определить и сформулировать цели исследования. Поисковые цели предусматривают сбор предварительных данных, проливающих свет на проблему. Описательные цели подразумевают описание каких-то определенных явлений, например, число посетителей кинотеатров или число людей, слышавших о нашем кинотеатре. Экспериментальные цели предполагают проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например, что снижение цен на билеты на х% приведет к увеличению числа зрителей наг y %.
Отбор источников информации. На этом этапе определяется состав и вид необходимой информации, выбираются объекты исследования, способы связи с аудиторией и метод сбора данных.
|
|
Вторичные данные представляют собой уже существующие данные, собранные ранее с другими целями. Источники вторичной информации — статистические издания, статьи в журналах, исследования других фирм и т.д. Вторичные данные более доступны и обходятся предприятию недорого, но имеют ряд недостатков: они могут быть устаревшими, неполными, не соответствовать целям исследования.
Первичные данные собираются впервые в соответствии с целями исследования. Сбор такой информации — процесс дорогостоящий и трудоемкий, но полученные данные будут полными и надежными.
Выбор объектов исследования. На этом этапе определяются объекты исследования и объем выборки. Выборка — часть населения, призванная олицетворять собой генеральную совокупность в целом. Выборка должна быть репрезентативной (то есть структура выборки должна соответствовать структуре генеральной совокупности) и соответствовать задачам исследования. Исследователь должен решить, какая информация ему нужна и кто именно ею располагает. Если мы производим обувь для маленьких детей, которую, как правило, покупает мама, значит, информацию мы получим у матерей.
Сплошное исследование предполагает, что в число исследуемых войдут все представители генеральной совокупности (в нашем примере — все женщины, у которых есть маленькие дети). При выборочном исследовании опрашивается только часть генеральной совокупности.
Затем выбирается способ связи с представителями выборки. С ними можно связаться по телефону (телефонное интервью), рассылая анкеты по почте или вступив в личный контакт (личное интервью).
|
|
Сбор информации. На этом этапе осуществляется собственно сбор информации.
Для сбора вторичной информации проводятся кабинетные исследования. При проведении кабинетного исследования; 11 (авизируются вторичные источники: газеты, журналы, статистические сборники, отчеты о других исследованиях и т. д.
Для сбора первичной информации существует три метода: эксперимент, наблюдение и опрос.
Эксперимент — это исследование, с помощью которого устанавливают, как изменение одной или нескольких независимых переменных влияет на одну или несколько зависимых переменных. Например, как скорость речи диктора (независимая переменная) влияет на восприятие текста (зависимая i временная).
Наблюдение — это метод исследования, при котором исследователь ведет непосредственное наблюдение за исследуемыми объектами, не вступая с ними в контакт и не оказывая на них влияния. Например, исследователь наблюдает реакцию прохожих на новое оформление витрины.
Опрос — это выяснение позиций корреспондентов относительно какого-нибудь вопроса. Опрос — самый распространенный метод исследования, позволяющий получить информацию по самому широкому кругу' вопросов — например, данные о привычках потребителей, об их отношении к различным маркам.
Анализ собранной информации — это систематизация полученных данных, их обобщение и разработка выводов. Перед проведением анализа следует отсеять непригодные анкеты или бланки (заполненные частично, с явно неверными ответами и т. д.). Затем их проверяют на читаемость и отсутствие противоречий в ответах. Данные, прошедшие отбор, систематизируются и анализируются.
Представление полученных результатов подразумевает составление отчета о сделанном исследовании и его представление. В отчете указываются цели, сроки и методы исследования, приводятся результаты анализа и сделанные выводы.