Ответ
В рыночных условиях очень сложно предложить потребителям товар, который понравится всем или который каждый захочет, а главное, сможет купить. Сегментирование позволяет учесть различия потребителей.
Сегментирование — это деление рынка на однородные группы покупателей (сегменты) по определенным признакам (на основе различий в нуждах, характеристиках или поведении).
Сегмент — это совокупность (группа) потребителей, сходных по определенным признакам и одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.
Для каждого сегмента может потребоваться разработка отдельного товара и всего комплекса маркетинга.
Такое деление рынка позволит предприятию создать товар с учетом специфических потребностей данного сегмента и использовать наиболее подходящие средства комплекса маркетинга. Более точное знание потребителей дает возможность эффективно использовать бюджет маркетинга.
Известны три условия эффективной сегментации (их сформулировал известный английский экономист А. Хоскинг):
|
|
измеримость, т. е. возможность измерить отличительные
черты и границы выделяемой группы потребителей;
доступность, т. е. возможность использовать собственный канал товародвижения и применяемые фирмой методы продвижения товаров;
выгодность, т. е. достаточно большой размер сегмента (его рыночная емкость) или наличие тенденций к росту (расширению) для того, чтобы обеспечить сбыт на текущий пери од и на длительную перспективу, оправдать расходы и гарантировать получение прибыли.
Сегментирование предполагает выполнение следующих действий:
- Выбор критериев (признаков) сегментирования.
- Описание полученных сегментов.
- Оценка привлекательности сегментов и выбор целевых сегментов.
1. Выбор критериев сегментирования.
Критерий сегментирования — это параметр, по которому происходит разделение рынка. В зависимости от вида товара (потребительский товар или товар промышленного назначения) различают критерии сегментирования индивидуальных 11 корпоративных потребителей.
В качестве критериев сегментирования индивидуальных потребителей выделяются следующие принципы:
- географический, когда рынок разбивается на различные географические единицы;
-демографический, когда потребителей делят на группы с учетом таких демографических переменных, как пол, возраст и т. д.;
-социально-экономический, учитывающий уровень доходов, род занятий, образование, религиозные убеждения и т. д.;
-психографический, группирующий потребителей по следующим признакам: принадлежность к определенной социальной группе (классу), тип личности, образ жизни, моральные принципы и т. п.;
|
|
-поведенческий, когда потребителей делят на основе особенностей их поведения.
Сегментирование может проводиться по одному или нескольким критериям (комбинированное сегментирование).
Критерии сегментирования корпоративных потребителей. I i качестве критериев сегментирования чаще всего выбирает-(я географический принцип или совокупность переменных, которые описывают степень развитости и состояние отраслей и предприятий. Кроме того, учитываются особенности и характеристики конечного потребителя (см. Критерии сегментирования индивидуальных потребителей).
Описание полученных сегментов. При описании сегмента учитываются такие количественные показатели, как емкость сегмента, динамика развития и т. д. При описании сегмента следует уделить особое внимание конкурентам, работающим на данном сегменте, оценить уровень интенсивности конкуренции, определить рыночные доли конкурентов и т. д.
Оценка привлекательности сегментов и выбор целевых сегментов. Предприятию следует определить количество сегментов, на которых оно собирается работать. Выбор числа сегментов зависит от того, какими ресурсами обладает фирма, как ведут себя на анализируемых сегментах конкуренты и каковы их рыночные доли.
Существует три стратегии охвата рынка: массовый маркетинг (предприятие пренебрегает различиями между сегментами и предлагает рынку один вариант товара), дифференцированный маркетинг (предприятие решает работать на нескольких сегментах рынка, предлагая каждому сегменту свой вариант товара), концентрированный маркетинг (предприятие решает работать на одном сегменте, и все усилия направляет на удовлетворение специфических потребностей этого сегмента).
Целевой сегмент — это группа потребителей, обладающая специфическими потребностями, на удовлетворение которых направляет свои усилия предприятие. При выборе целевого сегмента следует учитывать его емкость, динамику роста, интенсивность конкуренции, возможности и цели предприятия.
Наиболее выгодным сегментом можно считать сегмент с высоким уровнем текущих продаж, высокими темпами роста, не слишком острой конкуренцией и не требующий очень больших затрат на его привлечение.
ВОПРОС 14