1. Этап разработки товара и выведения его на рынок.
2. Этап роста.
3. Этап зрелости.
4. Этап упадка.
Этап разработки товара и выведения его на рынок характеризуется большими затратами и отсутствием прибыли, медленным ростом сбыта. Цены на товар повышены, предприятие концентрируется на потребителях с высоким уровнем доходов, готовых к принятию новинки. Основные усилия предприятию следует направить на информирование потенциальных потребителей, стимулирование спроса и активное распространение товара.
Перед производителем стоит задача формирования первичного спроса, для этого используется информативная реклама, которая рассказывает потребителям о свойствах нового товара, особо подчеркивая некоторые из них.
Для стимулирования сбыта товара-новинки часто применяется распространение бесплатных образцов товара в расчете на то, что, попробовав образец, потребитель приобретет товар.
Предприятие заинтересовано в сокращении продолжительности этого этапа и скорейшем завоевании большей доли рынка и увеличении объемов продаж.
|
|
Этап роста характеризуется быстрым ростом прибыли за счет резкого увеличения сбыта. Цены на этом этапе слегка снижаются или остаются на прежнем уровне.
Задача предприятия — попытаться увеличить продолжительность этого этапа. Следует предпринять действия по максимизации охвата рынка. Особое внимание должно уделяться стимулированию сбыта. Поиск новых каналов распределения, модификация товара, создание сильного образа марки проникновение в новые сегменты поможет производителю расширить границы рынка и получить конкурентные преимущества.
На этом этапе чаще всего используется увещевательная реклама с целью создания избирательного спроса. Этот вид рекламы выполняет следующие задачи: убеждает потребителей купить товар конкретной марки не откладывая, формирует и изменяет восприятие потребителями определенных свойств товара и т. д. К увещевательной рекламе относится сравни тельная реклама, которая противопоставляет товар предприятия товарам конкурентов и стремится утвердить преимущество своего товара.
Этап зрелости характеризуется замедлением темпов роста сбыта и достижением стабильного объема продаж и прибыли. Это происходит потому, что уже все потенциальные потребители попробовали товар и либо стали его использовать регулярно, либо отказались от него. У потребителей уже сложилось устоявшееся мнение о товаре.
Чтобы по возможности продлить этот этап, предприятию следует модифицировать либо товар, либо комплекс маркетинга. Предприятие может повысить качество товара (надежность, долговечность и т. д.), придать ему новые свойства (сделать его универсальным), изменить дизайн. На этом этапе используется напоминающая или подкрепляющая реклама. Цель напоминающей рекламы — поддержать на высоком уровне осведомленность потребителя о товаре; подкрепляющая реклама уверяет потребителей в правильности сделанного выбора.
|
|
Этап упадка — это падение сбыта и снижение прибылей. Предприятию следует принять решение относительно дальнейшего производства товара.
Существует несколько вариантов действий. Можно прекратить производство этого товара и заняться разработкой принципиально нового. Если доля товара в общем сбыте предприятия снижается и существует тенденция к падению объемов сбыта этого товара, если снижается доля рынка и покрытие затрат за счет этого продукта, товар следует незамедлительно исключить из производственной программы предприятия.
Можно попытаться уйти с данным товаром на другие географические рынки, где спрос не удовлетворен. В случае, когда большинство конкурентов покинули рынок, предприятие может продолжать производство товара и получать прибыль.