Стратегия «снятия сливок» подразумевает кратковременное конъюнктурное завышение цен с целью максимизации прибыли. Ее применение позволяет в короткий срок возместить маркетинговые расходы, однако это может вызвать отток клиентов к конкурентам, не дав предприятию времени закрепиться на данном рынке. Если же рынок «принял» предложенную цену, то у предприятия появляются хорошие перспективы, в том числе и для ценового маневра на этапе насыщения рынка (есть возможность снизить цену).
Эта стратегия используется при выведении нового товара на рынок, когда потребители готовы платить высокую цену за новинку. Эластичность спроса на товар должна быть невысокой.
Суть стратегии заключается в том, что предприятие первоначально устанавливает на товар максимально высокую цену. На этом этапе товар покупают «новаторы» — потребители, у которых очень велика тяга ко всему новому, и потребители с высоким достатком. Постепенно снижая цены, предприятие увеличивает рыночную долю, товар начинают приобретать «ранние последователи» и «раннее большинство», а также сегменты с более низким доходом. Прибыль достигается не только за счет завышенной цены (как на первом этапе), но и благодаря растущему объему продаж.
Стратегия проникновения на рынок предусматривает продажу товара по относительно низким ценам для привлечения большего числа покупателей и завоевания большего сегмента рынка. Предприятие получает прибыль за счет большого объема продаж.
Эта стратегия используется при эластичном спросе на товар и в случае, когда большие объемы производства приводят к сокращению издержек. Применение стратегии проникновения на рынок приводит к снижению привлекательности рынка для конкурентов, давая предприятию время для закрепления на рынке, и устанавливает барьер для продуктов-подделок.
Стратегия «ценовой дискриминации» означает продажу одного и того же товара нескольким сегментам по разным ценам. Эта стратегия учитывает различия сегментов по интенсивности спроса. Такая стратегия может иметь несколько вариантов:
* с учетом различия покупателей — цены на один и тот же товар для различных потребителей различны;
* с учетом варианта товара — разные варианты товара продаются по разной цене (без учета разницы в издержках);
*с учетом местонахождения — цена одного и того же товара зависит от того, в каком месте он продается (без учета издержек);
* с учетом времени — цены на товар меняются в зависимости от времени года, дня недели, времени суток и т. д.
К стратегиям качественно-ценового позиционирования относятся следующие стратегии позиционирования товара-имитатора:
* стратегия премиальных наценок — на товар высокого качества назначается высокая цена;
* стратегия глубокого проникновения на рынок — предприятие назначает среднюю цену на товар высокого качества;
* стратегия повышенной ценностной значимости — на товары высокого качества назначаются низкие цены;
* стратегия завышенной цены — высокая цена устанавливается на товар среднего качества;
* стратегия среднего уровня — при среднем качестве товара его цена также является средней;
* стратегия доброкачественности — низкая цена устанавливается для товара среднего качества;
* стратегия «ограбления» — на товар низкого качества устанавливается высокая цена;
* стратегия показного блеска — средняя цена устанавливается для товара низкого качества;
* стратегия низкой ценностной значимости — на товар низ
кого качества устанавливается низкая цена.
Установление цен со скидками или наценками. Практическая реализация ценовой стратегии требует систематической «настройки» цен, учитывающей изменение в издержках, соотношении спроса и предложения, конкуренции и т.д.
Приспособление цен достигается с помощью скидок, компенсаций, бонусов и т.д. Использование скидок за платеж наличными позволяет повысить ликвидность активов предприятия. Скидка за количество закупаемого товара предоставляется покупателю, приобретающему определенное (достаточно большое) количество товара.
Бонус — это разновидность количественных скидок, предоставляемая покупателю за все произведенные закупки в течение периода времени. Функциональные скидки — это возмещение услуг по привлечению покупателей, предлагаемое службам товародвижения. Дилерские скидки предоставляются дилерам для покрытия их расходов на рекламу и поддержание сбыта товара, за работу с новым товаром и т. д.