Предприятия оптовой торговли закупают товар у производителя или более крупного оптового предприятия и продают предприятиям розничной торговли или более мелким оптовикам и крупным потребителям. Оптовые торговцы с полным циклом обслуживания осуществляют складирование* кредитование и доставку товара клиентам. Оптовики с ограниченным циклом обслуживания предоставляет клиентам меньше услуг.
Агенты и брокеры не приобретают права собственности на товар, а содействуют купле-продаже и получают за это комиссионное вознаграждение. Брокер получает плату за свои услуги от предприятия, привлекшего его, и не несет риска за совершаемую торговую операцию, не осуществляет складирования или доставки. Он только сводит продавца и покупателя. Агент представляет одну из сторон торгового соглашения на более долговременной основе.
Работа комиссионера заключается в закупке и продаже товара, при этом право собственности на товар комиссионер приобретает в зависимости от договоренности со своим поручителем. В качестве оплаты комиссионер получает комиссионные, размер которых зависит от оборота.
|
|
Дистрибьютор — торговый посредник, работающий по заключенному с фирмой-производителем договору на право продажи продукции на определенной территории и на определенный срок. Дистрибьютором является, к примеру, крупная оптовая фирма, располагающая собственной торгово-складской сетью. Дистрибьютор принимает на себя права собственности, покупая товар.
Дилер - физическое или юридическое лицо, которое осуществляет деятельность по распределению товаров за свой счет и от своего имени.
Возможные виды отношений между предприятием и дилером:
- исключительное (эксклюзивное) дилерство, когда только та фирма занимается распространением продукции фирмы;
- исключительное дилерство на определенной территории
(ограничивается территория, на которой предприятие дает исключительным правом распространения товара);
- соглашение о принудительном ассортименте подразумевает договоренность между предприятием и дилером о том, что в торговый ассортимент дилера войдут все товары какой-то марки или их определенная часть (а не только те, что пользуются повышенным спросом у покупателей).
Франшизополучателъ имеет право осуществлять свою деятельность под именем франшизера. Франшизинг — долгосрочные договорные отношения, по которым предприятие предоставляет другой фирме право на ведение определенного вида деятельности под маркой этого предприятия при соблюдении установленных правил и на ограниченной территории.
Часто франшизингом называют предоставление лицензии на производство и реализацию продукции с одновременной поставкой оборудования и технологии. Компания, выдавшая лицензию (франшизер), может участвовать в управлении предприятием франшизополучателя.
|
|
Франшизополучатель использует известную марку франшизера, что облегчает ему поиск клиентов и снижает риск неудачи.
Франшизер получает контроль над маркетинговой системой, при этом собственные средства франшизера не расходуются.
Предприятия розничной торговли. Розничная торговля — отрасль товарного обращения, специализирующаяся на продаже товаров индивидуальным потребителям (населению).
К основным функциям розничной торговли относятся: закупка товаров у производителей и предприятий оптовой торговли, хранение товаров и их подготовка к розничной продаже, продажа товаров населению и операции с наличными деньгами, организация сервиса, изучение потребительского рынка, ценообразование, стимулирование покупательского спроса и т. д. Розничная торговля представляет собой заключительный этап товародвижения, доводя товар до конечного потребителя — населения.