Направления торговой политики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД.

Торговая политика является важной частью экономической политики.

Торговая политика страны – это политика в области регулирования доступа на внутренний рынок иностранных продуктов, т.е. результатов производственной деятельности, а также обеспечения доступа продуктов данной страны на зарубежные рынки.

Регулирование доступа на внутренний рынок и обеспечение доступа на зарубежные рынки осуществляются при помощи инструментов торговой политики.

Инструменты торговой политики – это экономические, правовые, административные и политические средства, которые используются для осуществления торговой политики.

Инструменты торговой политики применяются в форме мер (мер регулирования).

Меры (меры регулирования) – законодательство, практика его применения, а также любые другие действия властей, которые касаются регулирования условий доступа на внутренний рынок и/или рынки зарубежных стран. Это относится к мерам на любом уровне – государственном (федеральном), региональном и местном.

Торговая политика конкретной страны находит свое выражение в торговом режиме.

Торговый режим – это совокупность мер, которые применяются в данный момент в данной стране для регулирования доступа иностранных товаров на внутренний рынок, а также для обеспечения доступа отечественных товаров и услуг на рынки других стран.

Меры регулирования направлены на то, чтобы создать наиболее благоприятные условия для успешного и эффек­тивного включения экономики страны в систему междуна­родных экономических отношений, т.е. для ее участия в меж­дународном разделении труда и факторов производства.

Существуют 2 основных направления торговой политики: это политика протекционизма и поли­тика свободы торговли (в условиях перехода от закрытой экономики к открытой политику свободы торговли часто на­зывают либерализацией внешней торговли).

Протекционизм — политика использования огра­ничений, направленная на затруднение доступа иностранных товаров, услуг, капиталов, рабочей силы на внутренний рынок с целью ослабления на нем иностранной конкуренции.

Как правило, такие ограничения называют торговыми барьерами. Они направлены на то, чтобы искусственно со­здать более благоприятные условия для отечественных пред­приятий, правда, ценой некоторого снижения интенсивнос­ти внешнеэкономических операций и отказа от части выгод, связанных с развитием международных экономических от­ношений.

Политика свободы торговли — политика устра­нения ограничений в международной торговле, а также в международном обмене факторами про­изводства с целью активизации международных экономических отношений.

Политика свободы торговли направлена на создание ус­ловий, способствующих развитию международного обмена товарами, услугами и факторами производства. В этом слу­чае экономические преимущества участия страны в между­народном разделении труда и факторов производства про­является в наибольшей степени, однако предприятия вы­нуждены вести более жесткую борьбу с иностранными кон­курентами — их положение усложняется.

Как правило, практическая политика является сочета­нием элементов протекционизма и свободы торговли. При этом важно отметить, что протекционизм всегда носит нацио­нальный характер, тогда как политика либерализации тор­говли зачастую является результатом взаимных договорен­ностей государств на двусторонней или многосторонней ос­нове. Поскольку каждая страна заинтересована в доступе своих товаров, капиталов и услуг на зарубежные рынки, ограничения часто отменяются в результате взаимных ус­тупок.

В табл. 1 приведены основные черты политики протек­ционизма и свободы торговли, сгруппированные в зависи­мости от системы формирования политики, ее целей, наи­более благоприятных условий для применения, воздействия на внутренний рынок и международную торговлю. При этом следует учитывать, что, несмотря на все различия, конеч­ная цель и той, и другой политики одинакова — формиро­вание наиболее благоприятных условий для участия стра­ны в международном разделении труда и факторов произ­водства.

Таблица 1

Области сопоставления Протекционизм Свобода торговли
Основная задача Ослабление иностран­ной конкуренции на внутреннем рынке Устранение препят­ствий для конкуренции национальных товаров на зарубежном рынке; развитие конкуренции на внутреннем рынке
Основная сфера приме­нения Внутренний рынок Зарубежные рынки и внутренний рынок
Механизм действия Ограничение доступа на внутренний рынок Меры по обеспечению доступа на зарубежные рынки
Условия, в которых применение наиболее эффективно В целом низкая конку­рентоспособность эко­номики. Экономические трудности Благоприятные усло­вия для роста экономи­ки. В целом конкурен­тоспособная экономика
Инструментарий Торговые ограничения (меры регулирования доступа на внутренний рынок) Двусторонние и много­сторонние соглашения об ослаблении торговых ограничений
Основа формирования политики Политика носит пре­имущественно авто­номный характер Как правило, осуще­ствляется на основе двусторонних или мно­госторонних договорен­ностей и уступок
Основные последствия: • Воздействие на меж­дународную торговлю Препятствует расшире­нию международной торговли Способствует расшире­нию международной торговли
• Развитие конкурен­ции Ослабление конкурен­ции на внутреннем рынке. Усиление кон­курентных позиций на­циональных предприя­тий на внутреннем рын­ке Усиление конкуренции на внутреннем и зару­бежных рынках; улуч­шение конкурентных позиций национальных предприятий на зару­бежных рынках
• Распределение пре­имуществ Отдельные, наименее конкурентоспособные отрасли и предприятия Наиболее конкурентос­пособные отрасли и предприятия, потребители, в целом повыша­ются темпы роста эко­номики
  • Характер преиму­ществ   Имеют решающее значение для отдельных отраслей или предпри­ятий   В значительной мере способствуют общему улучшению ситуации
• Распределение бремени Наиболее конкурентоспособные отрасли и предприятия, потребители Отдельные наименее конкурентоспособные отрасли и предприятия
• Характер трудно­ стей в случае негатив­ ных проявлений В целом несколько ухудшают положение и лишают некоторых пре­ имуществ. В крайних проявлениях полностью лишают выгод от учас­тия в международном разделении труда и способны подорвать экономику страны Имеют большое значе­ние, устранение их требует больших уси­лий и затрат. На фоне низких темпов роста экономики могут ощу­щаться очень сильно. При высоких темпах развития компенсиру­ются сравнительно легко
Применение: • Организационные проблемы   Необходима развитая система исполняющих органов, увеличивается риск злоупотреблений. Необходимы опыт и квалифицированные кадры для реализации системы торговых ограничений и проведения переговоров по разре­шению торговых конфликтов   Необходим опыт квалифицированного веде­ния торговых переговоров. Необходимы опыт, знания и статистическая база для примене­ния мер, направленных против недобросовест­ной конкуренции (антидемпинговые и компенсационные меры)
• Торговые конфликты Вероятны Вероятны
• Правовая база Развитое национальное законодательство. Пра­вовые механизмы раз­решения торговых конфликтов Развитая международ­ная договорно-правовая база
       


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: